75 лет трагической гибели русской поэтессы, прозаика, переводчицы, одной из крупнейших поэтов XX века. Поэтессой трагического склада, трагической судьбы, она осталась в истории русской литературы «одиноким духом».
Впервые в Елабуге первый День памяти Марины Цветаевой был проведён в сентябре 1968 года. Тогда преподаватели и студенты Елабужского государственного педагогического института пришли к предполагаемой могиле поэта, чтобы возложить цветы, почитать любимые стихи, послушать рассказ казанского писателя Р. Мустафина о поэтической судьбе Цветаевой.
Ее произведения не ценились советским режимом. Литературная реабилитация Цветаевой началась лишь в 1960-х гг. Цветаева со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей яркостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию XX века. «Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед…», – писала Цветаева в одном из ранних стихотворений. И предсказание это сбылось. «Думается, – писал один из исследователей ее творчества, – Марина Цветаева нашла, наконец, свое время. ….Именно сегодняшние читатели – ее настоящие современники».
К сожалению, она оказалась права в своем пророчестве, когда незадолго до отъезда на родину из Франции писала своему корреспонденту: «Здесь я не нужна. Там я невозможна». Стихи ее были отвергнуты в Советской России не только по причине политической подозрительности к вчерашним эмигрантам; весь цветаевский поэтический мир, его эгоцентрическое, личностное начало, его изощренная эстетика не «стыковались» с гегемоном новой литературной эпохи — социалистическим реализмом: ни социализм, ни реализм не были для Цветаевой обязательными или желанными в искусстве. Точно так же ее роковой конец, безвременная гибель — не просто сломленная воля, угасший огонь жизни. Смерть в творчестве Цветаевой — огромная тема, она всегда привлекала — страшила, удивляла, пробуждала любопытство и притягивала к себе; ей всегда было тесно в узких рамках земного бытия, она всегда стремилась за их предел. С тех пор День памяти поэта отмечается в Елабуге ежегодно в последний день лета. Он собирает людей, пленённых высокой поэзией Марины Цветаевой и желающих выразить своё уважение и восхищение её гением. Елабуга стала последней земной точкой в ее судьбе: здесь в августе 1941 года трагически оборвалась жизнь великого поэта. Однако ещё долгие годы её имя было под запретом. Сейчас там есть памятник, но это — кенотаф, могилы ее не знает никто. Как и Федерико Гарсиа Лорка, которого она переводила в последние годы жизни, Цветаева ушла в неведомое… Хотя говорят, что ее настоящая могила примерно в сорока метрах от памятника, там, где у кладбищенской стены выросли сами рябина и семь тополей. А весной в том месте кто-то видел участок, плотно покрытый земляникой — той, которой «крупнее и слаще нет».
Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырех безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие.
Ждем Вас в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова
по адресу: г. Ярославль, пр-т Толбухина, д. 11
телефон для справок: +7 (4852) 45-86-98
Вход свободный