«Они любить умеют только мертвых»

23 декабря, в воскресенье, в 17-00 премьера киноклуба «Современник»: фильм Владимира Мирзоева «Борис Годунов» по трагедии А.С. Пушкина. Место встречи традиционное — Общественно-культурный центр, гор. Рыбинск, ул. Чкалова, 89.

Вечная наша тема — преступление и наказание. В «Борисе Годунове» проблемы совести, экзистенциального выбора увязываются с историей страны. Пушкин говорит, что эти вещи сплетены в таинственный узел или узор. Выбор каждого из нас — это еще и выбор своей истории. Неверный индивидуальный выбор или кармическая ошибка могут повлечь за собой цепочку фатальных событий. Если же человек оказывается у власти, это может стать проблемой всего народа…


Действие фильма происходит в современной Москве, герои трагедии носят современные костюмы, но пушкинский текст остался без изменений.


- Мы в своей работе апеллировали к смыслам как пушкинским, так и нашей истории. К архетипам этой истории. И нам хотелось очистить фильм от тех исторических фактур, от той исторической конкретности, которая иногда мешает эти смыслы разглядеть. Это актуализация не сатирического свойства, не попытка буквально попасть в какие-то современные политические цели, кого-то зацепить, укусить, обидеть или разоблачить. Наш жест никак не связан с ныне действующими политическими фигурами. Но он связан со смыслами, которые продолжают работать здесь и сейчас, и мы все это чувствуем. Очень часто нынешнюю ситуацию в политике, в экономике, даже ситуацию с коррупцией определяют как новый феодализм. То есть явно видны какие-то структуры, которые действовали в XV, XVI веках и продолжают действовать в наши дни. Эти традиционные механизмы так называемой русской системы продолжают работать. И если мы заявляем, что мы как страна прорываемся в модерн, то есть апеллируем к индивидуальному сознанию, к характерным для современного общества ценностям, то возникает парадокс: оболочка нашей жизни – все эти компьютеры, автомобили, айфоны – имеет отношение к модерну, а политические и экономические механизмы чудовищно архаичны.

- Владимир Мирзоев


- Когда я посмотрел картину Владимира Мирзоева «Борис Годунов», то помимо всякого рода позитивных эмоций испытал одну отчетливо негативную. Такую же, как в свое время при первом просмотре фильма Олега Дормана «Подстрочник». Эмоция была следующая: «Черт, ведь никто этого не увидит». Ну, кроме нескольких сотен человек, бывших на премьере и последующих немногочисленных спецпоказах.

- Григорий Чхартишвили


- Нельзя сказать, что Владимир Мирзоев осовременил пьесу. Современность – это атрибут масскульта, а искусство живет вне времени. Текущая политическая конъюнктура в фильме практически отсутствует – он гораздо шире. Пушкин не был ни философом, ни историком, ни, прости господи, политическим аналитиком. Зато Александр Сергеевич был блестящим психологом и великим поэтом, поэтому он обладал даром делать персонажей живыми и видеть историю и жизнь через призму человеческих отношений и страстей. Т.е. он паказывал общее через частное, а для успеха такого подхода необходим контекст. И здесь господин Мирзоев выступил равноправным соавтором гения – визуальный ряд и атмосфера фильма действуют как портал, поднимающий зрителя на авансцену мировой и отечественной истории. Через 100 лет мерседес станет таким же анахронизмом, как телега, но попкорн вечен, и пацаны с района будут не отрываясь смотреть историю далеких предков, временами узнавая себя

- Дмитрий Коган


Он нашел способ сделать драму Годунова очевидной — почти буквально. От его демонов зрителю никуда не деться, ибо царевич постоянно сопровождает государя. Разумеется, это галлюцинация — но ведь перед нами внутренний мир; это особенность почерка — что бы ни делал Мирзоев, как бы конкретны ни были декорации, костюмы и место действия, зритель не ошибется: перед нами — подоплека событий, скрытая реальность, модель сознания. Убитый царевич присутствует здесь и сейчас: вот заседают облеченные властью мужи, а мальчик в матроске сидит в конце длинного стола и точит карандаши. Совсем как ребенок, которого родитель берет на работу, и он привык ко всей этой рутине. Этот образ очень естествен, и режиссер легко использует его, чтобы визуализировать и сделать понятным важный мотив — угасание власти. Вот ключевой момент: идет очередное «правительственное совещание», на повестке дня — оборона государства от самозванца. Бояре (а хотите — министры) и патриархи изумленно смотрят на странное поведение Бориса, который как будто не в своем уме. А царь просто (текст пушкинский, царь отдает приказания в связи с ситуацией с Лжедмитрием, и вполне разумные) отвлекается на мальчика — сажает на колени, играет, поднимает на руки… В этот момент, по сути, государство осталось без главы, поддержка подданных утеряна, и бояре уже думают, как бы договориться с другим претендентом.

- Лидия Кузьмина


Рыбинск-online

 

Поделиться
Комментировать