«Летняя школа инклюзивных практик» ГМИИ им. А.С. Пушкина 2020

#ПушкинскийДляВсех

С 29 июня по 5 июля ГМИИ им. А.С. Пушкина проведет в онлайн-формате «Летнюю школу инклюзивных практик» для музейных профессионалов. Фокус программы – практические аспекты доступности сферы культуры, в том числе на карантине и после него. Трансляции мероприятий публичной программы пройдут в социальных сетях музея и на портале Культура.рф.

«Летняя школа инклюзивных практик» ГМИИ им. А.С. Пушкина – платформа по обмену опытом между представителями российских музеев и галерей. Доступность культуры для людей с инвалидностью и опытом социального исключения является одним из важных векторов развития музея как институции в XXI веке. В Пушкинском музее этой теме посвящены трансмедиальный проект «Доступный музей», Международный инклюзивный фестиваль, социальные мероприятия «Пушкинский для всех» и «Летняя школа инклюзивных практик».

В 2020 году «Летняя школа инклюзивных практик» проходит в онлайн-формате. Помимо вебинаров, интерактивных экскурсий и занятий для 20 участников из регионов России, в программе – публичные мероприятия с трансляцией, участниками которых смогут стать все желающие. Кроме того, участники Летней школы смогут посетить мероприятия на русском жестовом языке, экскурсии с тифлокомментированием и творческие мастер-классы, проходящиее в Пушкинском музее регулярно.

Используя дигитальную форму как преимущество, в этом году Летняя школа предлагает выступление специального гостя – Кристены Гюнтер, основательницы и президента Чикагской ассоциации по вопросам доступности культуры (CCAC); директора по вопросам образования Художественного центра в Эванстоне (Иллинойс).

Спикерами Летней школы выступят искусствоведы, менеджеры, кураторы, хранители и администраторы Пушкинского музея, сотрудники отделов развития, инклюзивных программ, информационных технологий, эстетического воспитания и посетительского опыта ГМИИ им. А.С. Пушкина.

О том, какие изменения происходят в сфере инклюзии и благотворительности в России после кризиса здравоохранения участникам «Летней школы инклюзивных практик» расскажут в коротких видео-роликах представители крупнейших российских благотворительных фондов.

Публичная программа Школы:

Понедельник, 29 июня

13:00–13:45

Кого включает инклюзия? История программ доступности в художественных музеях мира

Евгения Киселёва, заведующая отделом инклюзивных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина

Термины «доступность» и «инклюзия» всё чаще встречаются в контексте современной музейной деятельности. Мероприятие посвящено истории социокультурных проектов в музеях России и мира, а также терминологическим и этическим аспектам безбарьерной коммуникации.

Конференция Zoom для участников «Летней школы инклюзивных практик» c трансляцией на Facebook «Пушкинский для всех» https://www.facebook.com/accessiblemuseum и портал Культура.рф

17:00 – 18:00

Категоричность категорий. О важности слов

Дискуссия

Участники: Ксюша Рейцен, психолог, Центр лечебной педагогики «Особое детство», Александр Сорокин, ведущий научный сотрудник МГППУ ФРЦ, научный консультант ГМИИ им. А.С. Пушкина

В последние годы музеи стали активнее привлекать посетителей c аутизмом, интеллектуальными нарушениями и деменцией. Неизбежно при описании программ, составлении заявок на финансирование и объявлении о мероприятиях приходится пользоваться обозначениями целевой группы, которые могут быть уязвимы для критики с точки зрения корректности, научности и точности. Дискуссия будет посвящена способам минимизировать проблемы с названиями и поиску разумных компромиссов. Она предназначена для специалистов в области музейной инклюзии и для широкой публики. Дискуссия о сложности поиска нейтральных слов, о необходимости введения новых категорий в музее, о том, как мы говорим о новых посетителях музея с ними самими и друг с другом.

Конференция Zoom для участников «Летней школы инклюзивных практик» c трансляцией на Facebook «Пушкинский для всех» https://www.facebook.com/accessiblemuseum и портал Культура.рф

Вторник, 30 июня

14:00–14:45

«Пока вы дома. Народные умельцы и умелицы». Онлайн-выставка детских работ. Баланс реального и цифрового

Ольга Морозова, заведующая отделом эстетического воспитания детей и юношества ГМИИ им. А.С. Пушкина

С марта этого года все население страны оказалось в условиях самоизоляции, живое общение заменили компьютер и смартфон. Не каждый дом украшают картины и скульптуры, но практически во всех жилищах можно обнаружить либо народную игрушку, либо бытовой предмет, изготовленный в одной из многочисленных мастерских художественных промыслов. Удачным совпадением стало то, что 2020 год в РФ был объявлен Годом народного творчества. Наша программа задумывалась по ситуации, с целью организовать образовательный досуг семей, оказавшихся в изоляции на неопределенный срок. Уже к началу апреля мы получили около 50 работ на темы народных сказок, праздников, пословиц, поговорок, загадок, считалок, песен. Дети рисуют и лепят, читают, изучают народные промыслы – и не только русские. Видео в этом проекте очень важны, т. к. они за одну минуту показывают не только процесс создания работы, но и организацию рабочего места для ребенка, материалы и много других полезных вещей для родителей и детей. Все присланные работы были размещены на сайте ГМИИ им. А.С. Пушкина. Куратор выставки – искусствовед Ирина Захарова.

Конференция Zoom для участников «Летней школы инклюзивных практик» c трансляцией на Facebook «Мусейон» https://www.facebook.com/gmiimuseyon и портал Культура.рф

Среда, 1 июля

11:00–11:45

Управление посетительским опытом в музее до и после карантина

Марина Жучкова, заведующая отделом по работе с посетителями ГМИИ им. А.С. Пушкина

Сегодня в музейном пространстве встречаются посетители с очень различным, нередко противоположенным пониманием того, что такое комфортный и доступный музей. Как использовать обратную связь от разных посетителей для создания дружелюбной среды? Каковы практические факторы клиентоориентированности? Что изменилось и будет меняться в музее в связи с пандемией?

Конференция Zoom для участников «Летней школы инклюзивных практик» c трансляцией на Facebook «Пушкинский для всех» https://www.facebook.com/accessiblemuseum и портал Культура.рф

14:00–15:00

Принципы работы студии арт-терапии ГМИИ им. А.С. Пушкина


BODYP
Сниппеты



Мария Дрезнина, старший научный сотрудник отдела эстетического воспитания детей и юношества ГМИИ им. А.С. Пушкина

Конференция Zoom для участников «Летней школы инклюзивных практик» c трансляцией на Facebook «Пушкинский для всех» https://www.facebook.com/accessiblemuseum и портал Культура.рф

Четверг, 2 июля

15:00–15:45

Цифровая и медиадоступность музейных проектов

Владимир Определёнов, заместитель директора по информационным технологиям ГМИИ им. А.С. Пушкина

Евгения Киселёва, заведующая отделом инклюзивных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина

Конференция Zoom для участников «Летней школы инклюзивных практик» c трансляцией на Facebook «ГМИИ» https://www.facebook.com/theartsmuseum и портал Культура.рф

Пятница, 3 июля

17:00–17:45

Расширение доступности через изменения

Воркшоп

Кристена Гюнтер, основательница и президент Чикагской ассоциации по вопросам доступности культуры (CCAC), директор по вопросам образования Художественного центра в Эванстоне (Иллинойс)

В 2013 году Кристена основала CCAC, чтобы объединить Чикаго вокруг вопросов инвалидности и искусства. После более чем десятилетнего опыта работы в области культурной доступности в музее Метрополитен и Линкольн-центре сегодня Кристена является директором по вопросам образования Художественного центра в Эванстоне (Иллинойс). Увлеченность своим делом – доступностью культуры – связана у Кристены с личным опытом: у ее брата Трэвиса синдром Дауна, и они вместе посещали музеи и спектакли. Кристена выступает на тему доступности культуры в США и на международном уровне, подчеркивая важность создания местных информационных сетей по распространению знаний о доступности. Окончила Висконсинский университет в Мадисоне со степенью бакалавра истории искусств и французского языка, а также получила степень магистра в сфере арт-менеджмента в Нью-Йоркском университете. В 2015 году Кристена вместе с коллегами Эваном Хэтфилдом и Линн Уолш получила награду «перспективный лидер» от Центра обмена опытом в области искусства и инвалидности (LEAD) Кеннеди-центра.

Конференция Zoom для участников «Летней школы инклюзивных практик» c переводом на русский и на русский жестовый язык, а также трансляцией на Facebook «Пушкинский для всех» https://www.facebook.com/accessiblemuseum и портал Культура.рф

Воскресенье, 5 июля

11:00–12:00

Искусство и культура Древней Греции. Авторская экскурсия на РЖЯ с обратным переводом

Виктория Берлизова, глухой экскурсовод, президент ассоциации «CODA Russia» (Слышашие дети в семье глухих)

Конференция Zoom для участников «Летней школы инклюзивных практик» c трансляцией на Facebook «Пушкинский для всех» https://www.facebook.com/accessiblemuseum и портал Культура.рф

В программе возможны изменения.

 СПРАВКА

«Доступный музей» — инклюзивный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина, направленный на повышение открытости образовательных и выставочных программ для разных категорий посетителей. С 2016 года мы проводим экскурсии на жестовом языке, мероприятия с тифлокомментированием, творческие мастер-классы для детей и подростков с особенностями развития, а также дискуссии с профессионалами, родителями, тьюторами и экспертами, посвященные работе с посетителями с инвалидностью. Выражаем благодарность за поддержку Благотворительному фонду "Абсолют-Помощь" и лично Председателю Общего собрания БФ "Абсолют-Помощь" Светакову А.А.

Больше информации о проекте: https://pushkinmuseum.art/museum4all/

Поделиться
Комментировать