Картины современников Леонардо да Винчи в Ярославле

В  Ярославском Музее зарубежного искусства на выставке «От поздней готики до барокко» представлены работы немецких, нидерландских и итальянских художников XV – XVII столетий из частной коллекции Василия Горященко.
Кстати, стоимость некоторых работ, принадлежащие этому коллекционеру, на прошлогоднем аукционе в ЦДХ оценивалась более 100 тысяч евро.
Представленные в Ярославле картины требуют внимательного и любопытного глаза, их надо рассматривать и буквально читать, как читали их европейцы 300-500 лет назад. Сегодня через детали – тайные знаки и символы – мы можем открыть новые смыслы в живописи мастеров Северного Возрождения. 
Вот, например, в натюрморте картины Йоса ван Клеве "Мадонна с младенцем" (1515–1520) видим ягоды вишни – символ божественной любви, пребывающей в детской душе Христа. Красное вино в бокале – первородная жертва Христа и евхаристия. Прозрачный стеклянный бокал – Богоматерь. Проникая сквозь стекло, свет его не разрушает, что символизирует непорочность Марии, а бокал – Марию, которая выносила Спасителя, как избранный Богом сосуд. Нож – символ обрезания – первого пролития крови Спасителя.
Очень популярны были в XVI – XVII веках были сцены адские. Символика адских пейзажей, исполненных в духе Босха, она особенно разнообразна. Художникам заказывали такие страшные картины и вешали дома и рассматривали, видимо, для поучения и назидания, спрос на картины «в духе Босха» был очень велик. «Сошествие Христа во ад» Яна Мандейна очень близко соприкасается с наследием фантастического, таинственного и демонического мира Иеронимуса Босха. Попробуйте найти на этой работе сову, и вы прочитаете этот образ не как привычный символ мудрости, а как знак смерти…  
Интересно рассматривать и читать символы, спрятанные в образах цветов и фруктов. Вот на картине Мастера из Франкфурта «Святое семейство» (ок. 1520 года)  –  белая лилия,  один из красивейших цветов, чей образ используется в мифологии, христианской символике, геральдике, изобразительном искусстве. Согласно библейскому преданию, лилии появились из слез изгнанной из эдемского сада Евы. Лилия – символ Девы Марии, ее девственности и чистоты. Части цветка воплощают качества Богоматери: прямота стебля – Божественный ум, белый цвет – чистоту, поникшие листья – скромность, аромат – Божественность.
И если символика лилии может быть и для нас понятна, то грецкий орех в картине Йоса ван Клеве «Мадонна с младенцем» (1525–1530) требует рассуждений. Орех – вместилище трех добродетелей и трех даров Господних: масла, света и жизненной энергии. В сердцевине ореха находится божественная сущность, которая доступна всем, кто желает её постичь. Грецкий орех обычно изображается расколотым. Его внешняя зеленая оболочка – это плоть Христа, скорлупа – дерево его креста, ядро – его божественная природа.
По воскресеньям в 15:00 по выставке для всех желающих увидеть космос Северного Возрождения и прочитать символы проводятся экскурсии.    
Ярньюс.Нет – Ярославль

Поделиться
Комментировать