Ехали мы медленно, обычная вечерняя пробка. Конечно, глубокого анализа темы мне было не осилить, но основу советского образования решил вспомнить.
Для системного подхода решил плясать от печки. Она в аккурат стояла у рабовладельческого строя. Далее, с примерами про рост производительных сил я пробежался по всем этапам развития общественного устройства. Из социализма нырнул в «утопию», лишь бы такой глобальный вопрос фундаментально уложился в Венькиной голове.
Когда моя лекция закончилась, я задал вопрос, с которого, по идее, стоило бы начать.
- Веня, а вы с какой целью интересуетесь?
- Да я, папа, перепутал немножко. Я это слово забыл. Я хотел спросить про этот, как его капитализм…
- И сниться нам не рокот космодро-о-о-ма-а-а..., - запел я.
Посмотрел в зеркало заднего вида. Венька ждал ответа.
- Почему тебя это волнует?
- Ну как же, папа, ты работаешь, мама работает. А мне, мне что делать? Мне тоже надо уметь зарабатывать деньги. Вокруг капитализм. Мне уже 8 лет, а я не знаю, как это делать.
Вот тебе и здрасте. Что мне ответить сыну?
Конечно, в 8 лет у меня была какая-то мелочь в карманах, сдача от хлеба или молока. Но не больше стоимости пломбира, 20 копеек. Да и на дворе в ту пору, охраняя моё счастливое детство, стоял социализм.
Свои первые деньги я заработал в 14 лет, в школьном трудовом лагере на прополке чернушки. За три недели тридцать рублей сорок пять копеек. Кровные разделил на три части. Красненький червонец отдал маме. Две синеньких пятёрки ушли за кроссовки в «Спорт-туризме», 8р 50 коп.. Ярко красные кроссы́ в сочетании с тёмно-коричневыми «дудочками», смотрелись отпадно. Остальное прокутил на кино и дискотеки.
А что сейчас? Сейчас капитализм, моему сыну восемь, он хочет зарабатывать деньги.
- Хорошо Веня, давай подумаем, как это можно сделать. Можно рисовать картинки или лепить игрушки из глины. Потом продавать на школьной ярмарке…
- Эх, папа, я этого не умею.
- Идём дальше. Шить игрушки. Зайчики, мишки, хрюшки-поросюшки…
- И этого я не умею, - Венькин голос начинает дрожать.
- Слушай, а мама тебе недавно показывала, как получается леденец в ложке! Если сахар с водой вскипятить.
- Да! Это я могу. Но, папа, а как продавать?
- В смысле…
- С ложками?
- Зачем с ложками. Есть специальные формочки. Надо их купить и попробовать. Будут петушки на палочке.
- А где я возьму деньги на эти формочки?
- А у кого склад с деньгами: за выпавшие молочные зубы (от феи), конвертики со сторублёвками (от бабушек и дедушек), премиальные за отличную учёбу и другая мелочь?
- Ура-а-а, спасибо, папа! Точно! Я буду делать петушки!
Вечером мы уже составляли бизнес план. Венька выделил на это дело аж два блокнота. В первый он записывал непонятные для него слова и задачи. Второй определил под амбарную книгу и начертил в нём таблицу: наименование, цена, количество, сумма. Сделал из тетрадных листов четыре конверта и подписал: «затраты на производство», «фонд развития», «ЗП», «налоги». На одном из сайтов мы заказали несколько формочек с упаковкой. Я рассчитался карточкой. Все мои затраты были тут же возмещены из сокровенной копилки. Расставаться с деньгами ему было не жалко. Началось ожидание.
В течение недели Вениамин изучал рынок: определялся, где будет закупать сахар, упаковку, какие есть леденцы в ближайших магазинах, их стоимость и вес. Вся эта информация аккуратно записывалась в первый блокнот, дополняясь формулами. Например, выяснилось, что для того, чтобы наглядно понять распределение финансовых средств, необходимы проценты. Я их изучал, кажется, в пятом классе, а Венька с удовольствием проглотил их перед вторым.
В дело пошли весы и калькулятор, т.к. нужно было понимание, сколько получится продукции из килограмма сахара, какова будет себестоимость 1 штуки в упаковке, что бы конкурировать с ценой в магазинах.
Ура! После двух недель ожидания, после, наверное, трёхсот семидесяти шести с половиной вопросов: «Папа, а когда придёт мой заказ?» пришла бандероль с формочками.
Вся семья внезапно полюбила петушки на палочках. Посыпались заказы от мамы, бабушки и дедушки, от дядьёв и тёть. Вкус был настоящим, из детства, цена конкурентноспособной, упаковка и подача на высоте. Так сказать, с пылу с жару.
«Активные продажи» так же влияли на гостей и соседей. Они с радостью делали заказы, внося предоплату, иногда с повышенной стоимостью, от 25 до 50%. От такой щедрости у Веньки перехватывало дух. Он нёсся к плите, что бы успеть вручить петушки, пока не разошлись гости.
Таблица второго блокнота постепенно начала заполняться. Венька скрупулёзно вёл запись: кому, сколько, цена, сумма. Умножал «цена» на «сколько», получал «сумма» и улыбался. Вал от общего объёма продаж постепенно стал наполнять бумажные конверты фондов. И тут пришла беда, откуда не ждали. Налоги.
Продолжение следует.