«Братья Карамазовы» в Камерном

Первая премьера Камерного театра в его новом статусе – безусловно, событие в театральной жизни Ярославля.
БК (4).JPG

Спектакль представлен зрителям на сцене ярославского Дома Актера, где, очевидно, и будет жить некоторое время.

Режиссер постановки Виктор Тереля и художник-сценограф Ольга Колесникова погружают зрителей в пространство православного храма. Погружают буквально и не особо заботясь – хочет ли зритель подобного погружения… Сцена обрамлена стенами, покрытыми фресками в средневековом стиле. Почти все росписи – с утратами, и реставрационный верстак вдалеке говорит о ведущихся восстановительных работах. До нас доносится чтение молитв, и время от времени служители этого своеобразного храма поют то «Символ веры», то «Господи помилуй» настолько аутентично, что неизбежен вопрос: это – актеры или настоящие певчие. А зрительный зал, почти не отделенный от сцены, от начала и до конца будет наполнен запахом ладана.

БК (6).JPG

Понимая безусловную невозможность перенести роман Ф.М. Достоевского на сцену, Виктор Тереля сжимает его содержание до квинтэссенции – философских споров «о слезинке ребенка», о том, что «если Бога нет, то всё позволено» и проч. В первую очередь заостряется тема веры. Мне лично ближе Кантовское про звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас, и хочется некоего преломления Достоевского через призму ХХ века – с его ужасами Первой и Второй мировой. Но в спектакле – всё по классику.

БК (12).JPG

Занятые в роли братьев Карамазовых совсем молодые актеры – настоящее открытие! Невозможно оторваться от Ильи Гришина в роли Ивана – бунтующего и страстного, «возвращающего Богу билет», с этой внутренней нервозностью, которая передается то мимикой, то едва заметным, не естественным движением пальцев, то эмоциональными срывами. Алёша у Андрея Багирова – это человек (или уже даже не человек), выжатый до дна необходимостью каждый раз помнить о любви к ближнему и прежде всего о любви к своим неидеальным и точно не святым братьям. Появляющийся буквально в нескольких сценах Егор Кубрак практически штрихами передает преображение Мити, готового нести наказание – но не за навязанную ему вину, а за всю свою беспутную жизнь. Ну а Евгений Руссол в роли Смердякова, которого мы видим всего в одной сцене, просто врезается в память! Постоянно извивающийся в своих прыжках и ужимках, и в своих речах, где непонятна разница между правдой и ложью, – актер прекрасно передает надменность и одновременно униженное положение своего героя.

БК (13).JPG

Считывать все аллюзии этой постановки можно, только перечитав первоисточник накануне. Можно ли прийти на спектакль как наивному зрителю? Рискну сказать, что да. Только надо быть готовым к тому, что ты не уловишь историю сложных взаимоотношений между братьями, между сыновьями и отцом, и уж тем более останутся непонятными все любовные линии романа. Но погрузиться в те сложные вопросы, которые ставит Достоевский своими «Братьями Карамазовыми», точно получится. Чтобы найти ответ на эти вопросы – потребуется вся жизнь.


Фото: Ирина Штольба

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»