Пьеса довольно популярна, и театральные коллективы не редко представляют ее на сцене. На фестивале «БТР» в мае 2022 года я попала на музыкальную интерпретацию произведения от выпускников ВГИК. Также зрители Ярославля в течение года могли видеть спектакль «Профит» Республиканского театра белорусской драматургии (Минск).
Режиссер Данил Чащин был дважды номинирован на «Золотую маску»:
- «Драма / работа режиссера» — за спектакли «Молодость» по пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне», Тюменский драматический театр (2019);
- «Загадочное ночное убийство собаки», Пермский Театр-Театр (2021).
Кроме того, «Молодость» получила номинации «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль» (Кристина Тихонова), «Лучшая мужская роль» (Сергей Скобелев), а «Загадочное ночное убийство собаки» – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Александр Гончарук).
Наконец я доросла до момента, когда могу сравнивать постановки разных театральных коллективов по пьесе! Сравнение у меня пойдет с музыкальным спектаклем ВГИК, который я смотрела лично. Не секрет, что видение режиссера зачастую идет вразрез с видением автора. Это – не плохо, иначе жить было бы скучно! Если мы говорим о постановке ВГИК, то, за исключением того, что она в музыкальном стиле, это – более приближенная к классике интерпретация. Финал спектакля Данила Чащина отличается от авторского варианта.
Итак, чем же особенна версия режиссера Д. Чащина? Он перенес действие в будущее, когда космос освоен настолько, что состоятельные люди, имея «доХХХод», могут себе позволить квартирку где-нибудь на орбитальной станции. Земля загрязнена настолько, что жить на ней невозможно: экологическая катастрофа, загрязненный воздух, испорченная вода. На Земле остаются только бедняки. Жизнь их безрадостная и короткая. Поэтому иметь доходное место в произведении приравнивается к возможности выжить. На какие же средства купить счастливый билет в космическую жизнь? Способ стар, как мир: коррупция, умение прогибаться под влиятельных лиц, продажа себя.
Спектакль космический, но космос не такой, как мы видели в «Циолковском». В «Циолковском» космос – задумчивый, безразличный, хранящий тайны, говорящий лишь с избранными – с теми, кто умеет слышать тишину. Космос Чащина – неоновый. Да, здесь тоже звездное небо, туда-сюда шныряют кометы, но звезды – богатые и известные люди, они тоже светила, но не науки! Никаких тайн, только угарные вечеринки, алкоголь, разврат. Спектакль местами весьма вульгарный: режиссер намекает на проституцию, то есть продажу себя в прямом смысле. Чащин вводит сцены, где по углам парочки в развратных одеждах занимаются интимными вещами с той лишь разницей, что на них противогазы: мы не видим их лиц. Человек как личность обезличен. Жены богатых коррумпированных чиновников коротают время на модных показах противогазов. Юлинька говорит: «Ты не можешь представить, как деньги и хорошая жизнь облагораживают человека. В хозяйстве я теперь ничем не занимаюсь, считаю низким. Я теперь все пренебрегаю, кроме туалета…//… человек создан для общества». Иными словами, неважно, кто ты есть, важно одеться по моде! Противогаз как образ обыгрывает обезличенность и своего рода шоры, за которые богатые люди боятся заглянуть в окружающую действительность. И одновременно наличие противогаза обусловлено предлагаемыми обстоятельствами: как дышать в космосе? Герои то и дело кашляют, по телевизору – да, на орбитальной станции свое телевидение! – показывают густо дымящие производственные районы, мусор и прочее.
Действие происходит в комнате на орбитальной станции. Перед нами шестиугольник комнаты, подсвеченный неоном сверху по периметру. Задник сцены – стена из металлических кубов, каждый из которых обрамлен светом. Герои выезжают на сцену на подвижной ленте сценического круга, они в противогазах и в резиновых калошах поверх обуви – отдаленно внешний вид напоминает костюмы, которые предназначены защищать от радиации. У Белогубова астма, он одет по-спортивному. Когда он нервничает, у него случается приступ астмы, он использует ингалятор. Стиль его одежды намекает на упрощенную форму мышления. Полина заикается. Это – находка режиссера. Через заикание он показывает неуверенность, низкую самооценку героини, ее простоватость. Вышневский выезжает в инвалидном кресле. Образ Анны, молодой жены Вышневского, разительно отличается от видения Островского. Во времена, где происходит действие пьесы, девушку нередко выдавали за богатого и немолодого мужчину. По сюжету родственники Анны «продают ее» Вышневскому, а он компенсирует ей недостатки любовной жизни деньгами. В постановке Чащина подобное обстоятельство уже не актуально, поэтому у него Анна – вульгарная женщина, выскочившая за Вышневского по расчету. Она постоянно употребляет алкоголь. Да, она когда-то любила: в спектакле сохранен монолог, где она рассказывает о ее чувстве к молодому мужчине с чистой душой, но сейчас она та, кто она есть. И, кстати, с Жадовым они в этом варианте отнюдь не близкие друзья.
Позы актеров аккуратно намекают зрителю, что Кукушкина ради того, чтобы Юсов назначил Белогубова начальником отдела, занимается с ним сексом. Юсов идет навстречу, и Белогубов женится на Юлиньке. На свадебных фотографиях их трое: Белогубов, Юлинька и недвусмысленно тискающий ее Юсов. Прозрачные и интуитивно понятные образы, при этом, как и должно быть в хорошем произведении, самого вульгарного действия на сцене нет.
Нравится, как передан образ бедности через интерьер: маленькая квартирка Кукушкиной, шкаф со сломанной дверцей, откуда то и дело вываливается белье! В жилище Жадова и Полины зеленные растения – образ естественности, простоты и самой жизни. Нравится, что задействована оркестровая яма: герои уходят со сцены, опускаясь на лифте. Интерьер полностью передает атмосферу орбитальной станции.
Образ Жадова заслуживает отдельного внимания: черная рубаха и белые «блогерские» кеды отсылают нас ко временам более современным, чем в пьесе. И одновременно его кеды говорят, что он – инфантильный, несерьезный, думает, что самый умный, но думает он не глубоко. Здесь Жадов предстает перед нами, скорее, как персонаж отрицательный: он загубил жизнь молодой жены, заставляет благородную девицу работать, он не уважает дядюшку – смотрите, как он забирается на диван в обуви. В итоге Жадов отвергнет свои моральные принципы, но жену все равно потеряет. В версии Чащина Полина уходит жить к матери и назад не возвращается. Мы наблюдаем падение героя. И играть такого героя должен актер, которому зритель будет сочувствовать: харизматичный, приятный. На мой взгляд, Максим Локтионов идеально подходит! Ему удается задеть зрителя монологами, в которых заключены давно не новые идеи.
Мизансцены дополнены опускающимся на переднем плане полупрозрачным экраном, где транслируются с эффектом «рябой пленки» фразы Жадова, а также фотографии героев произведения. Оценила сцену, где на переднем плане сидят Вышневский, Анна, Юсов и Жадов, а сзади в экран начинают военные колотить прикладами, экран имитирует трещины. Так рушатся шоры, и реальность настигает героев, чтобы воздать им по заслугам. Вышневский здесь умирает далеко не от удара. Он опускается на лифте в оркестровую яму, раздается выстрел, кровь брызгает на лицо Жадова и на бедро Анны. На экране мы видим окровавленное лицо Жадова, изображение рябит и пытается ускользнуть от нас.
Завершает постановку еще одна сильная сцена – сцена похорон, где Жадов появляется в образе нового мафиози, и Юсов трепетно раскрывает над ним зонт. Кукушкина ведет за руку Полину, они выходят с противоположной от Жадова стороны. Все точки над i расставлены!
Хотя мне известен сюжет, я смотрела на одном дыхании! Рекомендую к просмотру, в интерпретации Чащина уникальная атмосфера, интересная подача, да и просто некогда скучать!