Волковский фестиваль - От Некрасова до Некрасова

XXII Международный фестиваль в театре им. Ф. Волкова, который стартовал 17 сентября 2022, открыла постановка Ярославской труппы «От Некрасова до Некрасова». Спектакль был поставлен к 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова – великого поэта Ярославской земли – при поддержке историко-культурного комплекса «Вятское».

15ca61447052b1a1b705a2a310fbdf46.jpg

Тема фестиваля – «Русская литература на сцене Первого Русского театра», и знаково, что фестиваль в Ярославле был открыт произведением с элементами биографии поэта-земляка Ярославской труппой.

В постановке народного артиста России Валерия Кириллова не просматривается классической драматургии. Спектакль имеет элементы документального театра: письма Н.А. Некрасова, отрывки из биографии, а также со сцены прозвучали музыкальные произведения на стихи поэта. Либретто создал актер и поэт Олег Грисевич. Композитор Игорь Есипович написал музыку в стиле русского фолк-рока, что сотворило оригинальное, неповторимое звучание поэзии Некрасова. Партии исполнялись актерами Волковского театра вживую.

Хочу отметить работу художника по костюмам Светланы Наумовой. Она смело поэкспериментировала с кроем мужских костюмов, добавила к ярким полотнам лоскутов бахрому и меховые вставки. Женские платья напоминали костюм русской матрешки, но, дополненные массивными головными уборами – венками, тюрбанами, объемными платками, смотрелись нарядно, величаво, колоритно.

https://volkovteatr.ru/upload/iblock/f50/f50c99182e217def15526056924ecd49.jpg

Хореограф Елена Соболева-Пугачева акцентировала внимание зрителя на народных плясках, хороводах, кадрили – всем том, что в современном мире в жизни мы уже не используем. Посредством традиционного танца, ей удалось передать эмоции, характер героя, жизненный этап, на котором он находится – юность, влюбленность, молодецкая удаль, затем зрелое умиротворение и тихое счастье взрослой жизни.

Постановка является результатом своеобразного симбиоза разных искусств. Биография в литературе – не всегда что-то захватывающее, и сложно воплотить ее на сцене так, чтобы для зрителя это было зрелищно, увлекательно, атмосферно. Считаю, что Валерию Кириллову удалось завладеть вниманием зала и удерживать его на протяжении всего действа.

В режиссерской работе мне понравился прием с двойниками. Режиссером был введен автор – А.Н. Некрасов, и он как бы сшивал все эпизоды произведения воедино, автор постоянно находился на сцене. Кроме автора, режиссер ввел двойников: на каждом жизненном этапе Некрасова олицетворял двойник, таким образом, на сцене находилось много Некрасовых: подросток, поэт, редактор, влюбленный Некрасов, пожилой Некрасов и тд. Они поочередно сменяли друг друга.

https://volkovteatr.ru/upload/iblock/60f/60fa518a556003df21221524c567c9a1.jpg

Зрителю открылся Некрасов в юные годы, во времена влюбленности и уже на закате жизни, когда страдал от тяжелой болезни. Этот Некрасов – живой человек, как каждый из нас, без прикрас и регалий, коими полнятся школьные учебники литературы. Это – способ, не навязывая мнений, показать человека таким, каков он был – с достоинствами и недостатками.

Действие происходило на фоне фасада традиционной русской избы с резными наличниками. При этом пространство сцены было обрамлено лавками и вспомогательными элементами по периметру, что создало ощущение простора внутри. В глубине сцены расположились ударная установка и ниша для электрогитары. Также использовались звонные техники, и в декорации органично вписались колокол и вереница колокольчиков. Актеры отбивали ритм на ведрах – весьма самобытно!

https://volkovteatr.ru/upload/iblock/c2b/c2b007cb5cf46e8e5a106ce0d146dbab.jpg

Понравились «естественные» элементы декораций: вполне настоящий туман на сцене, снег в виде конфетти. Очень интересен образ ветра в форме изгибов тонкой материи под прицелом вентилятора. Все это создает ощущение присутствия, наполняет пространство, и картинка на сцене становится объемной, живой, полноценной.

Из особенностей режиссерской работы назову сцены, где актеры находились спиной к зрителю, что нетипично! Такие моменты довольно трудно красиво обыграть. Здесь выглядело эстетично за счет игры планов (передний, задний) и освещения. Мой взгляд как зрителя был прикован ко второму плану – где герой находился лицом ко мне, был залит светом, и фактически действие происходило именно с ним, в то время как на переднем, самом крупном плане различались лишь темные неподвижные силуэты.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»