БТР «Хроники московского захолустья»

Выпускники Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова». Театрального института приняли участие в XIV Молодежном фестивале «Будущее театральной России» с постановкой по пьесе А. Н. Островского в режиссуре Олега Загуменнова «Хроники московского захолустья».

Действие на сцене реализовано традиционно: мы видим массивные декорации из дерева, герои одеты в соответствии с эпохой, войдя в партер, мы слышим щебетание птиц и иногда колокольный звон, что еще до начала спектакля погружает нас в атмосферу. В последнее время мне редко встречаются традиционные постановки, поэтому в этот раз я оценила именно это режиссерское решение.

Перед нами предстают ворота трех домов: купеческого с большим садом, небогатых мещан, которые пока не дошли до черты бедности, и дверь в ветхий дом, его мы даже не видим (левая кулиса). Где-то на горизонте виднеется церковь.


А. Н. Островский в пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын» традиционно уделяет внимание «злобе дня»: денежным вопросам и наблюдению за людскими характерами. В постановке есть и сватовство, и любовь, и большие деньги. Кратко о сюжете: жадный отставной чиновник Крутицкий живет в ветхом жилище, потому что оно бесплатное, и зимой, и летом ходит в одной и той же шинели, держит жену и племянницу в черном теле (в доме нет даже чая, Крутицкий на всем экономит), говорят, что он был процентщиком, но погорел. Его племянница Настя воспитывалась крестной, но потеряла ее расположение и была сослана к жадному дядьке, который не упускает возможности упрекнуть ее в нахлебничестве. «Из старой жизни» у Насти есть знакомства, за ней ухаживал молодой человек с хорошим именем, и теперь, когда Насте нужна финансовая помощь, она надеется выйти за него замуж, но у жениха крупные денежные долги.

В постановке проскальзывают «островские остроты», шутки актуальны и сейчас. Комичность ситуации подчеркнута нелепостью одеяний («дорого-богато», но безвкусно). Есть отсылки к традиционным русским ценностям в образах: самовар, девица в традиционном наряде – все образы считываются подсознательно.

Очень яркий образ у Крутицкого (Федор Шапкарин): преувеличенная хромота, манеры, вызывающие отторжение – классический отрицательный персонаж. Взгляд держится на Данииле Яхамове (роль Елеси), он совершенно выделяется визуально, невзирая на его скромные одеяния на фоне красочных женских платьев партнерш по сцене.


Изначально пьеса А. Н. Островского – комедия, и она реализована режиссером как комедия. Здесь мы не увидим какого-то особенного развития героев в духовном смысле. Да, история заканчивается волшебно-хорошо: жадный дядька сходит с ума на фоне припрятанных им же богатств и заканчивает жизнь самоубийством, Насте отходит наследство, и жених делает ей предложение. Но концовка недвусмысленно намекает на то, что влюбленную пару в будущем не ждет ничего хорошего: все деньги они промотают, они, как были неспособны позаботиться о своем благополучии, так и будут в будущем.

Из субъективных ощущений: мне где-то не хватило накаливания ситуации, особенно в сцене, где Крутицкий вынуждает Настю просить милостыню, для нее это уму непостижимо, здесь хотелось обмороков и рыданий. В конце, когда обнаружилось, что Крутицкий покончил с собой, не хватило шока, все как-то быстро смирились с тем, что его не стало, и начали радоваться найденным под полами ветхого дома несметными богатствами. Как-то не совсем по-христиански, а в декорациях мы видим церковь. Мне кажется, тогда иная должна быть оценка факта. Здесь получилось с черным юмором: песни-пляски, а на заднем плане лежит накрытое тряпкой тело человека. В целом у меня ощущение, что действие на протяжении всего спектакля происходит ровно, без эмоциональных драматических экстремумов.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»