БТР «Васса Железнова»

Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК) представил на XIV Молодежном фестивале «Будущее театральной России» постановку режиссера Владимира Фокина по произведению Максима Горького «Васса Железнова».


Вот так описывает место действия М. Горький: «Большая комната, угол дома; здесь Васса прожила лет десять и проводит большую часть дня. Большой рабочий стол, перед ним лёгкое кресло с жёстким сиденьем, несгораемый шкаф, на стене обширная, ярко раскрашенная карта верхнего и среднего течения Волги - от Рыбинска до Казани; под картой - широкая тахта покрыта ковром, на ней груда подушек; среди комнаты небольшой овальный стол, стулья с высокими спинками; двойные стеклянные двери на террасу в сад, два окна - тоже в сад. Большое кожаное кресло, на подоконниках - герань, в простенке между окнами на полу в кадке - лавровое дерево. Маленькая полка, на ней - серебряный жбан, такие же позолоченные ковшички. Около тахты дверь в спальную, перед столом - дверь в другие комнаты. Утро. Через дверь и окна комната очень весело освещена солнцем конца марта. Вообще комната очень просторная, светлая, весёлая».

Собственно, все это мы и видим, когда занавес открывается: домашняя атмосфера, обеденный стол с белой скатертью, угол под кабинет: письменный стол, телефонный аппарат, карта Волги над столом. Но актеры предстали перед нами в черных футболках. Один из них взял гитару, полилась песня. На наших глазах актеры разбрелись по разным углам «дома» и переоделись в действующих лиц произведения. Зритель мог наблюдать их перевоплощение. Этот прием моментально делает зрителя участником событий, пусть лишь в роли молчаливого наблюдателя, но все же участником.


Спектакль очень атмосферный: каждая деталь мизансцены, каждое движение актера отточены с ювелирной точностью. Воссозданная реальность мгновенно затягивает водоворотом. Думаю, что иммерсивные спектакли, где сломаны и четвертые, и пятые стены – даже они не всегда могут погрузить в атмосферу настолько глубоко. Режиссер В. Фокин пишет: «Мы с ребятами моей Мастерской подошли к делу не с модной нынче позиции: «Я – художник и первоисточник только повод для моего собственного высказывания. Я так вижу». И понеслось!.. Мы же пытались как можно глубже и точнее разобраться в тончайших нюансах человеческих отношений, искали причинно-следственные связи для каждого поворота сюжета, стремились быть доказательными в каждом поступке персонажей». Это чувствуется: все продуманно, можно сказать вымерено.

Хочу отдельно отметить актерское мастерство Марии Шаговой (роль Вассы): ее интонация, тембр голоса, жесткость в движении и жестах, ее манера держать себя в роли – глядя лишь на нее одну, понимаешь глубину драмы, внутреннего конфликта, на мой взгляд, характер героини передан очень точно.


В чем отличие постановки от пьесы:

1.       Мне кажется, у автора как-то больше сделан акцент на том, что Васса отравила мужа. В постановке режиссер дает лишь намек, при этом героиня искренне рыдает, молится, сокрушается. Этот прием несколько меняет характер Вассы в сторону смягчения и обеляет в глазах зрителя ее нерадивого мужа: а вдруг в нем проснулась совесть, и он все-таки принял яд добровольно? Нахожу это интересным.

2.       В конце сценического действия над телом Вассы убивается горем не та дочь. И это тоже меняет характер, делает Наталью глубже, менее плоской и однозначной в чувствах.

В финале «все мертвые поднялись», актеры скинули с себя образы действующих лиц вместе с одеждой и вновь предстали перед зрителем в черных футболках.

Долгое время идут споры о личности Вассы: кто-то считает ее лицемеркой, помешенной на деньгах, плохой матерью, не любящей дочерей и женщиной, воспользовавшейся ситуацией, чтобы избавиться от ненавистного мужа. Кто-то, наоборот, полагает, что Васса – заложница обстоятельств, женщина с трудной судьбой, невольно взвалившая на себя бизнес в ущерб материнству – истинному предназначению женщины. Если рассматривать в ракурсе постановки В. Фокина, то больше склоняюсь ко второму варианту: его Васса – все та же железная леди, но в глубине души она любит дочерей настолько, насколько может зрелая женщина, разочаровавшаяся в мужчине, в ней давно нет иллюзий, и она «пытается научить птенцов летать», она говорит дочерям о реалиях брака, сколько бы ни было это горько слышать. При этом она не принимает решение за дочерей, не ограждает их от ошибок, потому что знает, что во взрослой жизни, без материнской опеки, с ними никто церемониться не станет, и уж лучше сейчас пусть набьют шишек. В видении режиссера Васса предстает когда-то наивной молодой девушкой, вышедшей замуж по любви, Васса любила мужа и, в конце концов, приняла его реального, со всеми его пороками, это принятие закалило характер, но очерствило душу. В такую Вассу хочется погрузиться, она притягивает парадоксами и многогранностью.

Однозначно рекомендую к просмотру ценителям традиционного театра.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»