БТР «Тартюф»

Российский институт театрального искусства – ГИТИС стал участником XIV Молодежного фестиваля «Будущее театральной России» с постановкой режиссера Татьяны Морозовой по пьесе Мольера «Тартюф».


Комедия была написана драматургом в XVII веке. Автор наделил каждого из героев какой-то явно доминирующей чертой характера. Так, Тартюф – главный герой – лишен моральных устоев: он не боится ни людского гнева, ни божьего суда, он готов соблазнить жену своего благодетеля, давшего ему пищу и крышу над головой. Тартюфу противопоставляется служанка Дорина – девушка с острым языком. Оргон, отец семейства, слишком легковерный, его сын Дамис – не сдержан в эмоциях, а дочь Марианна – наоборот, излишне тихая, жена Эльмира предпочитает не вмешиваться («моя хата с краю»).

«Тартюф» – классическая комедия, и развитие героев в ней не подразумевается. Посредством взаимодействия персонажей автор беспощадно критикует человеческие пороки и одновременно высмеивает "гниль» высшего света той эпохи. А между тем, в современном обществе по части людских пороков мало что изменилось.

Как правило, события пьесы могли бы произойти в определенный исторический период, в определенной стране (менталитет), в определенном социальном слое (в «Тартюфе» речь о погрязшей в глупости (Оргон) и пороках (Тартюф) знати и о воле низших слоев общества к жизни – Марианна). Режиссеры нередко пытаются осовременнить классические произведения, перенося действие в XXI век, а иногда даже в будущее – на орбитальную станцию. Некоторым из них удается оправдать обстоятельства в иной эпохе.


В постановке Татьяны Морозовой у меня не было ощущения времени, созрело внутреннее несоответствие между временем и событиями. Режиссер попыталась осовременнить пьесу, облачив героев в современные одежды, но при этом ощущения того, что подобное событие могло произойти в современном мире, не возникает. От этого теряешься. Можно ли представить, что какой-нибудь прохвост прикинется святошей, чтобы жить за счет состоятельного человека в современном мире? Можно. Можно ли представить, что из-за этого отец откажется выдать дочь за того, кто ей мил? Вряд ли: сейчас женщина не зависит настолько от мужчины (отца или брата). Из-за этого несоответствия конфликт – двигатель любой пьесы – не нагнетается, не усугубляется, накаленная атмосфера не чувствуется, нет веры в предлагаемое обстоятельство.

Все действующие лица в постановке предстают перед нами молодыми людьми. С одной стороны, это отсылка к тому, что человек любого возраста и любой эпохи может обладать пороком. И тогда подобный прием оправдан. С другой стороны, внутренне опять же, возникает несоответствие: что бабушка, что внучка одинаково молоды. От этого перестаешь их воспринимать как бабушку (пожилую женщину) и внучку (молодежь).

Оргон, по сюжету властный, но легковерный отец семейства, в исполнении Владимира Плетнёва безвольный, жалкий, вызывает сочувствие, при этом актер – привлекательный молодой человек, и герою начинаешь симпатизировать. Нет ощущения властности, нет веры в то, что все члены семьи подчиняются деспотичному главе, нет веры в то, что глава семьи вообще деспотичен и может принудить дочь к нежеланному замужеству.


Мне кажется, что у актеров в подобной концепции не было возможности раскрыться полностью в их ролях. Смотрелось ли это с интересом? Да, но если принять происходящее за сказку. Спектакль воспринимается довольно легко, есть нотки абсурда и юмора. Вовлеченности зрителя в атмосферу нет, потому что атмосфера изначально не создана. Все же некоторые события могут произойти только тогда, когда они могут произойти.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»