БТР «Безымянная звезда»

Завершился XIV Молодежный фестиваль «Будущее театральной России» постановкой режиссера Константина Юдаева по Михаила Себастьяна «Безымянная звезда» для выпускников Высшего театрального училища (института) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России.

Режиссер К. Юдаев решил постановку как легкую лирическую комедию в традиционном стиле. Действие в произведении разворачивается в 1920-е в маленьком провинциальном городке в Румынии. Перед нами предстают декорации вокзала с круглыми часами, которые давно остановились. Хочется отметить кинематографичную эстетичность мизансцен: уютные вокзальные фонари, густой струящийся не то дым, не то туман, переливающийся в свете софитов сине-серыми оттенками. Я поинтересовалась у одной зрительницы, что она думает, она ответила: «Мне красиво. Такое красивое платье!» (имела в виду платье Моны). Да, мизансцены действительно завораживают, хочется отметить работу художников по свету и декорациям.


Мона в исполнении Кристины Бочкаревой получилась легкомысленная, ветреная, капризная, грациозная – такая, какой, должно быть, и бывали невесты обеспеченных молодых людей в Румынии 1920-х годов. Все действующие лица очень характерны. Если бы меня попросили представить себе увлеченного своим предметом композитора, я представила Удрю – таким, каков он есть в постановке К. Юдаева. Сложно представить более противоположных героев, чем скромный и мечтательный учитель-астроном (Максим Пунинцев) и богатый и циничный Григ (Владислав Рыжковский). Еще сложнее представить, как Мона могла выбирать между ними! За этим хочется наблюдать, это парадоксально, где-то даже абсурдно и вместе с тем жизненно, и потому притягивает.

Краткая версия сюжета: в маленьком провинциальном городке однажды посреди ночи останавливается поезд, который никогда там не останавливался, а всегда проезжал мимо. На вокзале, куда приходят все местные жители так, словно это кинотеатр или музей, появляется незнакомка в блистательном платье, но совершенно без денег. Ей предлагает ночлег скромный, мечтательный, славный учитель. Капризная, избалованная девушка влюбляется в него, но настает утро, и за ней приезжает ее богатый и циничный жених.


Почему история до сих пор актуальна? Потому что нужно ценить любое мгновение, ведь оно не длится вечно. Таков основной посыл произведения. Могла ли эта история закончиться иначе: Мона выбрать скромного учителя? В жизни, наверно, могла бы, но в театре эта история должна закончиться так, как заканчивается. Это заставляет мечтать и сокрушаться о том, что могло бы быть, а мечты всегда насыщеннее, ярче, чем будни.

Спектакль смотрится легко, в какие-то моменты актеры замирают в живописных позах. Кстати об этом: в мизансценах есть элементы живописи и фотографии. И, учитывая общую эстетичность мизансцен, хочется это разглядывать, есть возможность разглядывать и наслаждаться красотой. Здесь нет каких-то острых конфликтов и заламывания рук, здесь читаются именно внутренние трансформации и переживания героев. Нашлось место и вкраплению легкого юмора. Думаю, что постановка подходит под довольно широкую аудиторию, каждый может найти в ней что-то для себя: чуть-чуть романтики, чуть-чуть сказки, чуть-чуть реальности, чуть-чуть философии.


В финале остаются исключительно светлые эмоции: грусть, умиление, какое-то сожаление, что сказка закончилась, но, вместе с тем и радость, что сказка случилась.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»