Режиссер К. Юдаев решил постановку как легкую лирическую комедию в традиционном стиле. Действие в произведении разворачивается в 1920-е в маленьком провинциальном городке в Румынии. Перед нами предстают декорации вокзала с круглыми часами, которые давно остановились. Хочется отметить кинематографичную эстетичность мизансцен: уютные вокзальные фонари, густой струящийся не то дым, не то туман, переливающийся в свете софитов сине-серыми оттенками. Я поинтересовалась у одной зрительницы, что она думает, она ответила: «Мне красиво. Такое красивое платье!» (имела в виду платье Моны). Да, мизансцены действительно завораживают, хочется отметить работу художников по свету и декорациям.
Мона в исполнении Кристины Бочкаревой получилась легкомысленная, ветреная, капризная, грациозная – такая, какой, должно быть, и бывали невесты обеспеченных молодых людей в Румынии 1920-х годов. Все действующие лица очень характерны. Если бы меня попросили представить себе увлеченного своим предметом композитора, я представила Удрю – таким, каков он есть в постановке К. Юдаева. Сложно представить более противоположных героев, чем скромный и мечтательный учитель-астроном (Максим Пунинцев) и богатый и циничный Григ (Владислав Рыжковский). Еще сложнее представить, как Мона могла выбирать между ними! За этим хочется наблюдать, это парадоксально, где-то даже абсурдно и вместе с тем жизненно, и потому притягивает.
Краткая версия сюжета: в маленьком провинциальном городке однажды посреди ночи останавливается поезд, который никогда там не останавливался, а всегда проезжал мимо. На вокзале, куда приходят все местные жители так, словно это кинотеатр или музей, появляется незнакомка в блистательном платье, но совершенно без денег. Ей предлагает ночлег скромный, мечтательный, славный учитель. Капризная, избалованная девушка влюбляется в него, но настает утро, и за ней приезжает ее богатый и циничный жених.
Почему история до сих пор актуальна? Потому что нужно ценить любое мгновение, ведь оно не длится вечно. Таков основной посыл произведения. Могла ли эта история закончиться иначе: Мона выбрать скромного учителя? В жизни, наверно, могла бы, но в театре эта история должна закончиться так, как заканчивается. Это заставляет мечтать и сокрушаться о том, что могло бы быть, а мечты всегда насыщеннее, ярче, чем будни.
Спектакль смотрится легко, в какие-то моменты актеры замирают в живописных позах. Кстати об этом: в мизансценах есть элементы живописи и фотографии. И, учитывая общую эстетичность мизансцен, хочется это разглядывать, есть возможность разглядывать и наслаждаться красотой. Здесь нет каких-то острых конфликтов и заламывания рук, здесь читаются именно внутренние трансформации и переживания героев. Нашлось место и вкраплению легкого юмора. Думаю, что постановка подходит под довольно широкую аудиторию, каждый может найти в ней что-то для себя: чуть-чуть романтики, чуть-чуть сказки, чуть-чуть реальности, чуть-чуть философии.
В финале остаются исключительно светлые эмоции: грусть, умиление, какое-то сожаление, что сказка закончилась, но, вместе с тем и радость, что сказка случилась.