«Лес» Театральный институт имени Бориса Щукина

Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова с постановкой режиссера Павла Любимцева по пьесе А. Островского «Лес», художественный руководитель курса – Валентина Николаенко, стал последним участником XIII Всероссийского молодежного фестиваля «Будущее театральной России».

0b657f4ba52439d8fc41df97723dbf04.jpg

Комедия, по мнениям экспертов, занимает основную часть в творчестве А. Н. Островского, и драматург осознавал свою одаренность именно в этом жанре. Не всегда восприятие зрителя или видение режиссера совпадают с мнением автора произведения. Множество комедий за всю историю театра не раз было поставлено как трагедия/драма. В данном случае и драматург позиционировал пьесу «Лес» как комедию, и режиссер ее воплотил в постановке как комедию. Я как зритель тоже наблюдала комедию, и комедийность просматривалась даже в тонких деталях: мимика, поворот головы, случайные импровизации на сцене – да, были и такие!

Сюжет пьесы сложный с точки зрения драматургии: здесь мы не видим «классического конфликта», когда герой и его оппонент хотят одного и того же. Здесь у каждого героя своя четкая цель, и за счет этого А. Н. Островский показывает смехотворность и даже некоторую абсурдность ситуации. Так, Раиса Павловна Гурмыжская – богатая помещица лет 50 с небольшим – влюбляется в мальчика, не окончившего гимназию, – глупого, испорченного ребенка. Сразу хочу отметить актерскую игру и помещицы, и мальчика. Воодушевленно наблюдала за ними. У меня сидело в голове, что роли играют выпускники (молодые люди), но ощущения, что на сцене молодые актеры, не возникло. И зрелые герои, и дети (имею в виду Буланова – мальчика, не окончившего гимназию) были сыграны довольно точно. Буланов предстал передо мной только что вытянувшимся в росте подростком, в коротких штанишках, с по-детски инфантильными жестами и мимикой, которые заставили меня смеяться от одного его появления. Отмечу, что взрослому человеку играть ребенка довольно трудно, как трудно и молодому человеку играть героев в зрелых летах. Гурмыжская, в какой-то степени, тоже, посредством манер, походки, привычек, предстала передо мной ребенком в теле зрелой дамы. Совершенно ясно, что помещица «молодится», но в постановке Павла Любимцева она осталась ребенком в душе: с незрелыми мечтами, наивностью, капризностью. Ярко показана трансформация Буланова из инфантильного мальчишки в заносчивого хлыща.

Невозможно не отметить перевоплощение актрисы в ключницу Улиту. Злобная мимика, неестественная сутулость, резкость движений и подчеркнуто излишнее пресмыкание перед Гурмыжской заставили одновременно чувствовать некоторую жалость, перемешавшуюся с отторжением, и взрываться от смеха. Так же нахожу игру актера в роли Несчастливцева довольно точной: зрелый мужчина, утративший все, кроме благородного происхождения, с чувством стыда.

В любой комедии есть драматическая часть. Неестественной любви Гурмыжской к Буланову противопоставляются чувства Аксиньи, бедной родственницы помещицы, и Петра, сына купца. За счет этого контраста мы видим ничтожность душ помещицы и ее юного протеже. Это – не единственное противопоставление в пьесе: великодушие Несчастливцева противопоставляется алчности Счастливцева и Гурмыжской, последние двое так же противопоставляются друг другу, ведь одно дело – алчность нищего бродяги (Счастливцев), а другое дело – богатой помещицы.

Акцентирую внимание на том, насколько актеры погрузились в предложенные обстоятельства. Актер в роли Карпа, слуги помещицы, в антрактах менял декорации, не выходя из роли. Все его движения в перерывах никак не отличались от движений в процессе действия на сцене! Зрители, оставшиеся на антракт в зале, аплодировали ему.

Не все зрители выключают телефоны, и в разгаре сценического действа у кого-то в зале пискнул телефон. В этот момент мы наблюдали диалог Карпа и Счастливцева – они оба отреагировали на звук мобильника! Момент сам по себе комичный, и на сцене комедия, все получилось естественно, я улыбнулась.

По концепции нахожу, что постановка в «классическом варианте»: яркие костюмы, подробные и массивные декорации, я не заметила вставки элементов современности. Понравился выход актеров в первой сцене: Аксинья и Карп раздвигали театральный занавес, а за ним оказалось окно (декорация). Это выглядело так, словно они отодвигали оконные занавески. Спектакль смотрится очень легко, внимание концентрируется само по себе, без усилий со стороны мозга, несмотря на протяженность – 3,5 часа. Время летело незаметно. Всем рекомендую к просмотру, мне очень понравилось!

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»