В Ярославль («по делу, срочно») Николай Морозов приехал из Нижнего Тагила, где был осуществлен очень ответственный ввод в спектакль «Евгений Онегин». Затем были давно запланированные занятия с актерами в Перми. На тренинг с артистами в Ярославском театре кукол в напряженном графике композитора Николая Морозова отпущено пять дней. Эти дни расписаны по минутам. Планы впечатляют.
- В труппе театра появилось три новых артиста, их необходимо ввести в мои же спектакли. Во всех постановках с моим участием априори много музыки, и, если кинуть новых людей в это музыкальное море, они будут как щенята, «выплывут - не выплывут». Ввести новых актеров в труппу и спектакли – это первая цель моего приезда. Вторая – обсудить с режиссером Алексеем Смирновым идею концерта из музыкальных фрагментов моих спектаклей, и начать, собственно, его готовить. Ну, и, наконец, третья, не менее важная цель приезда, которая тесно связана с двумя уже озвученными выше задачами – это занятия по вокалу с артистами. Это не только необходимость поддержания определенной профессиональной формы, но и возможность артистам подняться в своем профессиональном уровне, - рассказывает Николай Александрович.
Первый спектакль, в котором звучит музыка Николая Морозова, появился в афише ярославского театра кукол десять лет назад. В составе творческого трио с режиссером Алексеем Смирновым и художником Еленой Бересневой композитор принял участие в постановке спектакля «Златовласка», который за эти годы собрал щедрый букет наград, в том числе и звание Гран-при на V областном фестивале профессиональных театров Ярославской области. На том же фестивале Николай Морозов стал лауреатом в номинации «Лучшая работа композитора». Первая работа в этом театре – и сразу взята такая высота! Однако на вопрос, выросли ли в вокальном плане артисты за эти годы, Николай Александрович отвечает, не задумываясь ни на мгновение:
-Разница между тем, с чего мы начинали и к чему мы пришли сейчас, просто феноменальная! Я обычно предлагаю артистам записывать наши вокальные репетиции для себя, что сравнить через некоторое время, что было и что стало. Как правило, все очень сильно удивляются! А секрет кроется в том, что просто мозги начинают работать по-другому. Вот и все.
-В какой момент композитор подключается к работе над спектаклем? Режиссер заканчивает сценарий, приносит вам…
-Иногда даже не успевает закончить! Мы вместе обсуждаем материал, вносим изменения в уже готовый текст.
-То есть вы, как композитор, можете влиять на фабулу спектакля?
-Что я постоянно и делаю!
-Получается, что музыка – одна из главных составляющих спектакля? Не фон, не украшение?
-А вы мысленно уберите музыку из любого моего спектакля: «Добрыня Никитич…», «Божественная комедия», «Кому на Руси жить хорошо»…Представили?
-Невозможно!
-Потому что музыка – «цементирующая» составляющая сценария. Понятие «драматургия» есть не только в литературе, но и в музыке. Если нет музыкальной драматургии в спектакле, то вы получите так называемый «подбор»: «здесь у нас должна быть веселенькая музыка, здесь – грустная, а здесь хотелось бы танец вставить…». И потом такие деятели удивляются и разводят руками: а почему это не работает-то?
Художника в спектакль приглашают не просто задник покрасить в какой-то определенный цвет. Творчество художника-постановщика не мыслимо вне драматургии спектакля, именно он предлагает визуальное решение. Так и перед композитором стоит задача не просто написать какую-то музыку, он должен решить эмоциональное действие, развитие спектакля. Если нет развития, то получается просто набор звуков. Музыкальная драматургия проходит через весь спектакль. Одним из моих любимых приемов является система лейтмотивов: когда берешь тему, и выжимаешь ее, как тряпку, так и эдак. Тема не просто повторяется, она развивается, и зритель, может быть, даже не понимая как это сделано (даже наверняка не понимая!), нутром осознает это развитие, эту эмоциональную, чувственную сторону спектакля. Тогда, и только тогда спектакль «работает».
P. S. Наш разговор с Николаем Александровичем Морозовым продолжался ровно семь минут. До того, как мне удалось его перехватить, композитор Морозов провел часовой мастер-класс для студентов 1 курса Ярославского театрального института, мастер курса Наталья Хабарина. Студентов в театр пригласил главный режиссер Алексей Смирнов, привыкший думать и работать «на перспективу».
-С одной стороны, это просветительная миссия: если есть возможность показать работу педагога высочайшего уровня будущим артистам уже в самом начале их творческого пути, то надо такой возможностью воспользоваться, - говорит Алексей Смирнов. – С другой стороны, мне нужно, чтобы студенты театрального института постоянно приходили в нам в театр. Они должны знать, для чего они учатся, что их ждет после того, как вожделенный диплом окажется у них в руках. Многие из молодых людей, что пришли сегодня на мастер-класс по вокалу к Николаю Морозову, вообще не знали, что у нас в Ярославле есть театр кукол и где он находится.
-Подобное приглашение – просто подарок судьбы! И у ребят, и у нас, педагогов, просто нет слов, чтобы выразить свои впечатления, – поделилась мастер курса Наталья Хабарина. – Мы теперь от театра не отстанем!
P.P.S. Не успела за студентами закрыться дверь, свои места в репетиционном зале стали занимать артисты театра. Николай Морозов опустил руки на клавиши инструмента:
-Ну, на чем мы с вами остановились?