Ирина Чельцова: Из монастыря - на театральные подмостки

Героиня этого повествования появилась на свет в знаковом и намоленном для каждого ярославца месте – Толгском монастыре. Правда, в момент ее рождения архитектурный ансамбль древней обители еще не был возвращен церкви, и в нем располагалась воспитательная колония для несовершеннолетних преступников. И, тем не менее…
портреты
Нет, все-таки, жизнь – лучший драматург: доведись сочинить такое заковыристое начало для биографии главного героя, как непременно услышал бы в ответ булгаковскую насмешку– «поздравляю вас, гражданин соврамши!». Но заслуженная артистка России Ирина Чельцова появилась на свет именно так, по театральному эффектно.
Семья была творческой. Папа, Федор Федорович Чельцов, начинал в ТРАМе, театре рабочей молодежи, знаменитой «Синей блузе», затем поступил в театр к великому Всеволоду Мейерхольду. Мама, Елизавета Николаевна, родом из Петербурга, тоже была профессиональной актрисой. Какой крутой зигзаг биографии забросил их на Толгу (маму – комендантом, отца – художественным руководителем клуба этой ярославской «республики ШКИД») - Бог весть. В сталинскую эпоху было возможно все, и в семье об этом предпочитали помалкивать. Несмотря на непростые место и время действия, детство, по воспоминаниям Ирины Федоровны, было счастливейшее:
- По выходным непременно были танцы - и для сотрудников, и для колонистов; два раза в неделю показывали кино. Отец привозил артистов из ярославской филармонии, и, помню, огромное впечатление на меня произвели фокусники. Все педагоги и воспитатели в колонии были с высшим образованием, отец ставил с ними спектакли. Сам он очень хорошо пел, играл на гитаре, и, я полагаю, был ярким, харизматичным артистом.
Воспитанием дочери занимался в основном отец. Мама сосредоточилась на решении всех бытовых вопросов большой семьи (у Ирины было два старших брата) и добровольно взяла на себя роль той самой «каменной стены», что позволяет остальным творческим личностям чувствовать себя защищенным. Под руководством отца Ирина совершила свои первые шаги в актерскую профессию (была занята во всех его постановках), а потому, когда подошло время определяться с выбором будущей профессии, Ирина Чельцова не раздумывала ни минуты – «я всегда знала, что буду актрисой».
Именно в это время главный режиссер Ярославского государственного театра драмы имени Федора Волкова Фирс Ефимович Шишигин задумывается о создании ярославской театральной школы. В 1962 году театральное училище впервые распахивает свои двери для абитуриентов, и совсем юная Ирина Чельцова (ей даже 14 лет не исполнилось) поступает на первый курс.
Имена педагогов, обучавших первый набор будущих актеров, сегодня с благоговением произносит каждый ярославский поклонник Мельпомены: народный артист СССР Фирс Шишигин, народные артисты РСФСР Владимир Солопов, Сергей Тихонов, Наталья Терентьева.
-Я на курсе была самая младшая, почти ребенок. Но и мои однокурсники постарше называли Сергея Константиновича Тихонова и его жену Наталью Ивановну Терентьеву по-домашнему – папа Сережа и мама Наташа. Конечно, в училище мы обращались к ним только по имени-отчеству, но после занятий зачастую чуть не всем курсом отправлялись к ним домой, на «хутора», где жили артисты Волковского театра, и там на стол ставилась пятилитровая кастрюля борща. Наши педагоги нас не просто учили – они нас любили, помогали чем могли, подкармливали, - тепло вспоминает Ирина Федоровна.
Но при всей любви к студентам и отеческой заботе о них, требования к профессии и дисциплине закладывались самые жесточайшие. Малейшего небрежения в профессии педагоги не терпели и своим студентам не спускали. И эта закалка сохранилась у Ирины Федоровны по сей день
По окончании училища Ирина Чельцова и ее муж, однокурсник Валерий Смирнов, влились в труппу Волковского театра. По словам Ирины Федоровны, Фирс Ефимович считал Валерия своим самым талантливым учеником, и уже во второго курса занимал его во всех постановках в театре. Однако блестящее начало актерской карьеры прервали бытовые трудности: маленький ребенок и отсутствие жилья заставили, как говорили в пьесах, «искать лучшей доли». Эта «лучшая доля» нашлась в городе Великие Луки – там открывали театр, и молодая ярославская актерская чета отправилась создавать театр «с нуля». И вновь на новом месте – прекрасные роли, о которых можно только мечтать: Лариса в «Бесприданнице», Лидочка в «Свадьбе Кречинского». Уже через год поклонники Мельпомены в Великих Луках ходили «на Чельцову и Смирнова». Однако вскоре известный режиссер Иосиф Попов приглашает актеров в Гомельский драматический театр, и они принимают это предложение.
-И, как вы думаете, какую первую роль я сыграла по приезду в Гомель? – Ирина Федоровна блестяще держит мхатовскую паузу. – Дездемону!
Белорусский период в судьбе Ирины Чельцовой был долгим – 16 лет! - и счастливым. К востребованности в театре и прекрасным ролям добавилась и общественная работа. На протяжении нескольких лет Ирина Федоровна была депутатом районного Совета народных депутатов. Гордясь своей активной гражданской позицией, Ирина Федоровна с доброй улыбкой вспоминает, как добилась, пройдя через все тернии и препоны административной волокиты, чтобы непролазная от грязи улица Радости (ах, какое чудесное название!) была заасфальтирована. Её пробивной силе тогда только диву давались в Гомельском обкоме партии. Но случился беда, Чернобыль, начались проблемы со здоровьем, и надо было вновь кардинально менять свою жизнь:
-Когда Наталия Ивановна Терентьева и Сергей Константинович Тихонов узнали, что мы ищем работу, то, не задумываясь, позвали нас обратно в Ярославль. Здесь ваш дом, здесь ваш театр, сказали нам они. Так мы вновь стали ярославцами.
С 1987 года Ирина Федоровна Чельцова - актриса Волковского театра. Ролей за это время было сыграно – не сосчитать! Театровед, профессор ЯГТИ Маргарита Георгиевна Ваняшова однажды написала об Ирине Федоровне так: «И сколько в Чельцовой одухотворённости, доброго озор¬ства и юмора! Актриса ищет обязательную «чудинку» в своих персонах, она склонна или романтизировать своих героинь, или, нисколько не теряя присущего ей щегольства, по¬гружаться в игровую стихию, иронически преображая дей¬ствительность».
Сегодня заслуженная артистка России Ирина Чельцова занята в репертуаре не так много, как хотелось бы. Но каждая из ролей – дорого стоит. Это одна из главных ролей – Эльза Александровна - в трагикомедии «Земля Эльзы» в постановке Александра Созонова. В этой истории переплелись, проросли друг в друга, и вечная тема непростых взаимоотношения выросших детей и постаревших родителей, и щемящая песня любви, что настигла героев на закате жизни - почти Ромео и Джульетта в чистом виде! Партнером Ирины Чельцовой в этом спектакле стал заслуженный артист России Валерий Соколов. Так трогательно, глубоко и нежно, с таким чувством внутреннего достоинства рассказать о любви могут только люди, пережившие это чувство. Ирине Федоровне, безусловно, в этом повезло. Со студенческой скамьи с ней рядом - заслуженный артист России Валерий Смирнов – муж, друг, партнер.
-Мне очень нравится моя роль в недавнем спектакле «На краю земли», его поставил Денис Кожевников. Он предложил очень необычный ход – сыграть на сцене радиоспектакль, когда из инструментов у тебя – только голос, и это очень любопытное решение, которое пришлось по душе всем занятым в этом спектакле артистам, - рассказывает Ирина Федоровна, и глаза ее загораются: о любимой работе актриса может говорить часами.
25 мая исполнилось 56 лет жизни заслуженной актрисы России Ирины Чельцовой, как она подчеркивает, НА театре. А в июне Ирина Федоровна отметит и личный юбилей. Более полувека прекрасная актриса выходит на сцену («это для меня святая святых!»), чтобы вновь и вновь щедро дарить нам, зрителям, тепло своего сердца и нежность своей души. Чтобы языком великих драматургов прошлого и настоящего говорить со своим зрителем о вечных ценностях – верности, порядочности, доброте, душевной щедрости, и, конечно, о любви.
Фото - Наталья Казакова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»