Экспромт на тему джаза: зарисовки с XX Международного фестиваля "Джаз над Волгой"

13 марта, в день рождения Ярославский городской джазовый центр, стартовал очередной, XX Международный фестиваль "Джаз над Волгой".

ДнВ (13).JPG
Владимир Воробьев. Фото - Тимофей Васильев.

БЕЗ ТРАДИЦИЙ НИКУДА
Как замечательно, что весна в Ярославле традиционно начинается вместе с джазом! И не менее замечательны отшлифованные десятилетиями фестивальные традиции: первым на сцену неизменно выходит знаменитый биг-бэнд, созданный в далеком 1965 году прекрасным музыкантом Валерием Павлушовым. Сегодня коллективом руководит Владимир Воробьев. Сам Игорь Гаврилов, бессменный организатор фестиваля и пропагандист джаза на ярославской земле еще с последней трети прошлого века, благоговейно называет его "легендарным", и говорит, что многие зрители приходят посмотреть КАК дирижирует своими музыкантами Воробьев. О да, это зрелище достойно внимания! Он легко пританцовывает за своим дирижерским пультом, то дерзко отбивая ритм острыми локтями (руки при этом заложены в карманы джинсов), то лихо дрыгает ногой, когда динамики извивающихся рук ему кажется недостаточно. Мне кажется, присевший рядом с музыкантами "шестым саксофоном" неизменный ведущий всех джазовых фестивалей Владимир Борисович Фейертаг не меньше меня упивается этим зрелищем. Да, наш джазовый патриарх вновь радует зрителей своими точными и пространными комментариями, и, представляя всех музыкантов поименно, он торжественно поднимается со своего места, и приветствует их стоя.
-Как повезло Ярославлю, что у вас есть такой прославленный коллектив! - говорит Владимир Борисович, и благодарные зрители, соглашаясь, аплодируют все громче и громче. 
НЕ ТОЛЬКО МУЗЫКА
esKyUf45Aj4.jpg
Пейзаж кисти гитариста Вячеслава Смирнова

Третий день фестиваля "Джаз над Волгой" добавил к традиционно ожидаемой разнообразной музыкальной палитре танцевальный драйв и пейзажные лирические зарисовки на холсте.
Первый сюрприз (в виде подтанцовки) ожидал во время выступления трио знаменитого Андрея Мартыненко и вокалистки Дианы Кубасовой. Выглядело это немного странно: с одной стороны, как бы наглядно иллюстрировало танцевальные ритмы исполняемых композиций, но с другой - танцевальному номеру явно не хватило нескольких предварительных репетиций.
Второй сюрприз - живописный- преподнес зрителям участник известного коллектива Overdrive blues band Вячеслав Смирнов. Музыкант показал, что он не только мастерски владеет гитарой, но и с мольбертом и красками "на дружеской ноге". Небольшая персональная выставка музыканта открыта на втором этаже филармонии. И хочется пожелать ему процветания и на этом выбранном поприще.
МЕНЮ ДЛЯ ГУРМАНОВ
9wcKTxeJELs.jpg
Игорь Гаврилов и Владимир Фейертаг. Фото Елена Яковлева 

Что касается музыкального "меню" среды, то оно, скорее, напоминало "авторскую" высокую кухню "не для всех": глянуть со стороны любопытно, а вот попробовать... нет, не тянет. Это не касается нежно любимого мною трио Андрея Мартыненко, которого можно слушать во все времена, как говорится, "часами и километрами". А вот авторская концепция именитых и увенчанных всяческими лаврами исполнителей квартета Ильи Ершова (скрипка) и коллектива "Круглый бенд" Алексея Круглова оказалась достаточно специфична. Круглый бенд только называется круглым, пошутил Владимир Фейертаг, а на самом деле он достаточно острый. Алексей Круглов в рамках концерта презентовал новый альбом группы, в котором одну из главных партий исполнила вокалистка Карина Кожевникова.

Нет, что ни говори, а орган - это мощь и сила! Уверена, что к мему мнению присоединятся все, кому посчастливилось услышать органное трио Владимира Нестеренко. Компанию органисту Нестеренко составили гитарист Николай Куликов и настоящий виртуоз барабанов Алексей Беккер, который играет столь же легко и непринужденно, как дышит. Это был необыкновенный диалог инструментов и личностей, завораживающий и поглощающий все внимание зала. Зрители то и дело взрывались аплодисментами и криками "браво"!
А вслед за ними вышло не менее прекрасное трио Леонида Винцкевича. Патриарх джаза Владимир Фейертаг припомнил, что впервые Леонид Винцкевич выступал в Ярославле на фестивале в 70-х годах прошлого века, и вот спустя десятилетия его имя вновь украшает афишу. За это время он стал основателем своего собственного фестиваля – «Джазовая провинция», и сеет разумное, джазовое, вечное в разных русских городах. И Ярославлю досталось несколько щедрых "пригоршней".
ЗВУКИ МУЗЫКИ
SNqQ7ujJ0lw.jpg
Евгений Сивцов. Фото Елена Яковлева 

Фестиваль джаза – это встречи не только с музыкантами, но и со зрителями. Разговорились в антракте с народным артистом России Виталием Львовичем Стужевым. Обмениваемся мнениями. Вот мне раньше джаз нравился, в 60-х годах прошлого века, говорит Виталий Львович, там вся "история" крутилась вокруг мелодий, а ныне - вокруг звуков. Я тоже "мелодист", а потому горячо поддержала мнение любимого артиста.
Субботний концерт, полагаю, сторонникам старого доброго джаза очень понравился. Трио Евгения Сивцова погрузило зрителей в океан мелодий. Впервые услышала не просто импровизацию - экспромт в исполнении пианиста Евгения Сивцова, и это было просто удивительное рождение музыки здесь и сейчас на глазах у зрителей.
Второй сет познакомил ярославцев с коллективом Groove factory. Они настолько круты, что позволю себе процитировать буклет: "коллаборация столичных джазменов мирового уровня, игроков высшей инструментальной лиги. Это тот случай, когда искусство нужно оценивать как гурман оценивает блюда высокой кухни". Как пошутил ведущий Владимир Фейертаг, именно присутствие бас гитариста Ника Лазарева позволило поддержать международный статус фестиваля - Ник из Нью-Йорка. Хотя, конечно, в программе есть и коллектив из Минска, то есть фестиваль по праву носит статус «международный», а не просто «надувает щеки».
ОЖИДАНИЯ И ДЖАЗ-ПРОСВЕТ
DxD6OCG5S0Y.jpg
Петр Востоков. Фото  - Елена Яковлева.

Знаете, за что ещё, кроме отличного джаза, я на протяжении многих лет ценю фестиваль "Джаз над Волгой"? За стабильность. Если однажды прекрасный музыкант попадает на эту орбиту ярославского джаза, то он так и будет сюда возвращаться вновь и вновь, но новом витке своего творчества. И как прекрасно, готовясь пойти на концерт, думать: опять увижу Тима Дорофеева и его команду (это замечательные музыканты из Архангельска, если кто не знает). Услышу невероятный вокал Константина Седовина , виртуозное соло на барабанах Олега Юданова... Идёшь и мечтаешь. Приходишь, и они, дорогие тебе музыканты, точно здесь! (Вот она - стабильность!) И можно радостно подойти и поздороваться, побыть мгновение рядом. И не важно, что Тим Дорофеев может тебя и не вспомнить (господи, нас, поклонников - много, а он - один), важно, что ты знаешь его и музыку его группы много лет, и от этого знания тебе заранее становиться хорошо.
Воскресный, финальный концерт ХХ Международного фестиваля "Джаз над Волгой" открыло столь ожидаемое мною выступление команды Тима Дорофеева. И вдруг "дорофеевцев" оказалось не четверо, а шестеро. Квартет дополнил Алексей Барандов (перкуссия) и Мария Корель (клавишные, вокал). И еще один "вдруг": на сцену вместе с архангелогородцами вышла вокальная группа "Camerata" из Минска.
Белорусы классно поют а капелла, голосами изображая разные инструменты. Это, безусловно, зрелищно, профессионально и мощно... Но... НО!!! В этом совместном выступлении команда Дорофеева оказалась на втором плане, и только очень кратковременные соло с трудом пробивались сквозь вокальную мощь и артистическую харизму минчан. Они были замечательны, слов нет, но их было избыточно много. А архангелогородцев - до обидного мало. Возможно, для обоих команд этот музыкальный эксперимент - объединить команды - был чем-то интересен. Но как он разочаровал тех, кто ожидал сольного выступления команды Тима Дорофеева! При этом оба коллектива - самодостаточны, и блестяще могли бы отработать каждый свое отделение самостоятельно к радости и удовольствию зрителей. Но отчего -то решили именно так. 
Зато выступление Большого джазового оркестра Петра Востокова просто "снесло всем крышу" (уж простите за это выражение!). Это был чистый восторг и любование каждым жестом дирижера Петра Востокова, каждой мелодией, каждой сольной партией. БДО представил настоящую джаз-просветительскую программу, посвященную столетию джаза. Каждый номер программы иллюстрировал тот или иной период становления и развития джаза в нашей стране, прозвучало много замечательных имен, и подобный музыкальный экскурс в историю вызвал восторг зрителей и заслуженный шквал аплодисментов. Столько взаимной радости было в этом выступлении, что отныне, я полагаю, БДО Петра Востокова не только навеки останется в сердце Ярославля, но и станет неизменным участником фестиваля "Джаз над Волгой".
Фотографии  - Тимофей Васильев и Елена Яковлева.



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»