В Москве, в Музее изобразительных искусств им. Пушкина недавно открылась выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Мне пока не удалость её увидеть, но посетила новую выставку «Западноевропейское искусство XVI-XIX» в Музее зарубежного искусства в Ярославле.
20 картин из своей коллекции предоставил Музей изобразительного искусства Республики Карелия ярославскому музею.
Думаете, что два десятка картин для выставки немного? Пожалуй. Но всё-таки достаточно, чтобы показать историко-культурные особенности и разнообразие жанров и стилей национальных школ живописи Западной Европы.
На выставку в Ярославль привезли картины как известных мастеров, так и произведения малоизвестных авторов.
Не буду писать обо всех полотнах, но расскажу о тех, которые для меня оказались самыми интересными.
При входе в зал в глаза сразу бросаются две картины «Сусанна и старцы» и портрет Петра I. Это, как говорит молодёжь, фишки, музея Карелии.
А. Толяндер. «Портрет Петра I».
Шведский художник Август Толяндер изобразил царя в одежде корабельных дел мастера начала XVIII века. Когда видишь изящные, нежные руки, с трудом верится, что они могут рубить, обтёсывать топором дубовые стволы для строительства кораблей. Вероятно, художник не посмел написать русского царя в простой одежде плотника и с грубыми мозолистыми руками. Но волевое выражение лица показывает суть царя-реформатора России.
Картину «Сусанна и старцы» Эрмитаж купил у флорентийского живописца Карло дель Кьяро в 1859 году. В XIX столетии она украшала парадные комнаты императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III, в Таврическом дворце. Позднее полотно находилось в Гатчине, потом в Эрмитаже, а в 1961 году работу передали на постоянное хранение в музей Карелии.
Искусствоведы выяснили, что автор картины – неизвестный нидерландский художник мастерской Михеля ван Кокси (XVI век).
Напомню сюжет из Ветхого Завета. Красавица Сусанна была женой одного из граждан Вавилона. За её купанием подглядывали два старца. Угрожая обвинить её в прелюбодеянии, они попытались добиться её благосклонности. Сусанна отказалась (именно этот момент запечатлён на картине), Старцы лжесвидетельствовали и красавицу приговорили к смерти. Но её спас пророк Даниил: он допросил обвинителей раздельно и уличил их во лжи. Старцев за ложь казнили, а добродетель восторжествовала.
Ян Ван дер Хейден. «Городская площадь». 1676 г.
Гордость собрания карельского музея - «Городская площадь» Яна ван дер Хейдена», одного из самых известных голландских художников, основателя жанра городского пейзажа, жившего во второй половине XVII века.
Много лет работники музея пытались определить, какой город изображён на картине «Городская площадь»
Помог случай. В 2020 году картинную галерею посетили туристы из Голландии, которые узнали изображение своего родного города Вере (Veere) с Большой церковью, построенной в XIV веке и освящённой во имя девы Марии.
Сотрудники музея нашли в архивах города Вере документ о первой маленькой церкви города с небольшим трёхнефным залом и невысокой звонницей. Вероятно, она и изображена на переднем плане. К сожалению, храм не сохранился. Церковь же во имя Девы Марии – по прежнему украшает городскую площадь.
Найдено и авторское повторение картины, созданное двумя годами позже (1678 г.) и хранящееся в художественном музее Дрездена (Германия).
Интересно, что Ян ван дер Хейден был не только художником, но ещё и инженером - изобретателем. Вместе со своим братом инженером-гидротехником Николаесом он изобрел усовершенствованный пожарный шланг. Он модифицировал ручную пожарную машину, реорганизовал добровольную пожарную команду, написал и проиллюстрировал первое руководство по пожаротушению. А ещё Ян ван дер Хейден создал схему уличного освещения Амстердама, она действовала с 1669 по 1840 год и была принята во многих других городах и за рубежом.
К. Фрайберг. «Всадник в красной куртке».
Думаю, что многим будет интересна картина «Всадник в красной куртке» Конрада Фрайберга, немецкого художника второй половины XIX – начала XX в. Фрайберг начинал с конных портретов всадников. Позднее он стал писать анималистические картины, батальные сцены и портреты. В полотне, представленном на выставке, сочетаются черты конного парадного портрета и анималистического жанра. Превосходно передан стремительный бег коня. Конь – это полёт: передние ноги в воздухе, задние уже оттолкнулись от земли. Фигура всадника статична. Хотя картина и называется «Всадник в красной куртке» - главный герой – конь.
Из жанровых сценок мой внимание привлекло «Свидание у храма» Я. Ванделли (Италия), мастерски выписанными костюмами героев и деталями архитектуры.
Я. Ванделли, Италия. «Свидание у храма».
Религиозная тематика представлена большим полотном с изображением Иоанна Крестителя (Франс Рисс – Российская империя,1839 г.).
Ф. Рисс. «Иоанн Креститель».
История Иоанна Крестителя рассказана в Евангелии.: Иоанн был двоюродным братом Иисуса, и его призванием было готовить путь для прихода Мессии. Он жил в Иудейской пустыне между Иерусалимом и Мёртвым морем, «одетый в верблюжью шерсть и кожаный пояс на чреслах, питаясь акридами и диким мёдом». Он крестил Иисуса в Иордане и в конце концов был убит Иродом Антипой, когда призвал царя исправиться. Его часто изображали в верблюжьей шкуре с чашей, тростниковым крестом и ягнёнком.
Ф. Рисс написал Иоанна Крестителя молодым, красивым юношей, каким его писали художники эпохи Возрождения: Караваджо, Веронезе, Рафаэль и др. Впоследствии Святого стали изображать в образе зрелого мужчины с бородой (Александр Иванов «Явление Христа народу», Джованни Батиста Гаулли «Проповедь Иоанна Крестителя»).
К. Кёллер. «Сибилла».
Рассматривя картину «Сибилла» (К. Кёлер, Германия, 1837) обратите внимание на изображение древней арфы.
Кроме портрета Петра I, есть и портреты неизвестных французских художников XVI и XVIII в.в.: «Портрет юноши в берете» и предполагаемое изображение дочери (возможно, внебрачной) одного из двух королей Людовика XIV или XV.
Портрет неизвестной девушки
Признанный мастер портрета - Альберт Эдельфельт (1854-1905)- один из наиболее выдающихся художников Финляндии. Он был широко известен еще при жизни, причем не только у себя на родине. На выставке - его работа «Сидящий мальчик».
А. Эдельфельт. «Сидящий мальчик».
В интернете нашла такие факты о художнике. А. Эдельфельд учился и работал в Финляндии (тогда она входила в Российскую империю), Голландии, Франции. Он был популярен у публики и критики прежде всего, как мастер психологических портретов. Наибольшую известность он получил, вернувшись в Петербург, где был назначен придворным живописцем. Конечно, он много писал портретов царской семьи. После революции большинство из них были уничтожены или потеряны.
Удивительно, но одно из считавшихся пропавших полотен Эдельфельта «нашлось» в Рыбинском музее-заповеднике. Автор находки – директор Института Финляндии в Санкт-Петербурге Сани Контула-Вебб, которая многие годы изучает связи русской и финской живописной школы.
Картина «петербургского» периода художника, на которой изображены дети Великого князя Владимира, после революции была национализирована и передана в музей в Рыбинске. Сани Контула-Вебб наткнулась на портрет почти случайно во время очередного поиска в интернете.
Альберт Эдельфельт: Великие князья Борис и Кирилл Владимировичи, 1881
«Я не узнала бы портрет сыновей Великого князя Владимира, – пишет Сани Контула-Вебб , – если бы не видела ранее эскизов к нему в музее Атенеум». Посетив Рыбинск Сани убедилась, что картина принадлежит кисти Эдельфельта. Так что ярославцам, для того, чтобы увидеть ещё одно произведение художника, нужно просто посетить Рыбинский музей-заповедник.
Пройти по залу в нашем музее зарубежного искусства и не полюбоваться натюрмортами невозможно.
Натюрморты.
И чтобы завершить хвалебную песнь выставке, упомяну о голландских и фламандских пейзажах XVII– XIX века веков. На них надо просто смотреть и восхищаться.
Пейзажи.
Выставка из фондов Карельского музея продлится до 2 февраля 2025 г. А в Петрозаводске публика увидит 28 произведений из собрания ЯХМ . Это работы XIX – начала XX века, созданные русскими художниками на основе впечатлений от поездок за пределы России.