Музыка Моцарта открыла юбилейный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле

В этом году в Ярославле проходит юбилейный XV Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета.

В последние годы из-за пандемии и некоторых других событий стало труднее поддерживать его статус международного, тем не менее, планка фестиваля не опускается и, как и в предыдущие годы, в нём примут участие не только исполнители из России, но и из Австрии, Италии, Сербии, Ирана, Бельгии, Бахрейна.

32890_0_0_0_cut_90.jpg

По-прежнему, Юрий Башмет предлагает ярославским зрителям выбрать то, что им больше по душе: классическая музыка или джазовая, хоровые произведения или оперный вокал, музыка духовых инструментов или то, что нас является экзотикой - народные инструменты восточных стран, а для поклонников театра — музыкально-драматический спектакль или литературно-музыкальный вечер.

    Не забываются организаторами и малые города Ярославской области — музыканты дадут концерты в Переславле -Залесском, Рыбинске, Данилове, пос. Пречистое и Некрасовское, с. Вятское. Предусмотрены мастер-классы , Международная духовая академия (искусство игры на духовых инструментах) и Школа молодых журналистов. Как видим, программа фестиваля очень насыщенная.

1 мая.jpg

Открыл фестиваль,1 мая, гала-концерт под названием «Моцарт - Моцарт». В мире не найдётся человека, который останется равнодушным к музыке великого австрийского композитора. Для ярославских зрителей прозвучали произведения разных жанров: увертюра к опере «Волшебная флейта», два хоровых произведения, арии и дуэт из опер «Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины», Концерт для фортепиано с оркестром № 9 ми бемоль мажор, симфония № 40 соль минор.

Опера «Волшебная флейта» Моцарта — сказка. Вступление к опере пронизано светом, весельем, как и должно быть, в увертюре к сказке, а также, как и должно начинаться открытие юбилейного фестиваля. Так его и исполнили оркестр «Новая Россия» и Юрий Башмет.

   Вслед за увертюрой прозвучали два хоровых произведения Моцарта: мотет «Ave verum corpus” («Радуйся, истинное тело») и «Veni Sancte Spiritus” («Приди, Святой дух»). Вместе с оркестром их исполнила хоровая капелла «Ярославия» - неизменный участник всех предыдущих фестивалей Юрия Башмета в Ярославле. Всегда высокое профессиональное мастерство хористов и выбор произведений обеспечивает «Ярославии» и её главному художественному руководителю и дирижёру Владимиру Контареву неизменный успех у публики.

Центральной фигурой концерта стала пианистка Елизавета Леонская, одна из лучших пианистов мира, удостоившаяся призов на престижных международных конкурсах имени Джорджу Энеску, М. Лонг-Ж. Тибо (Париж) и Бельгийской Королевы Елизаветы (Брюссель). Обстоятельства сложились так, что она оказалась в вынужденной эмиграции в Австрии, но связи с Россией никогда не порывала и достаточно часто приезжает на родину с концертами. Весной 2023 года она выступила в Мордовии на сцене театра им. Яушева, в Большом зале Петербургской филармонии, в Концертном зале им. П. И. Чайковского (Московская филармония) и, наконец, открыла фестиваль Ю. Башмета в Ярославле. В этот раз она играла не сольную программу, как обычно,, а Девятый концерт Моцарта (по заявке Петербургской филармонии). В России это сочинение последнее время звучит редко, в отличии от 20, 23 и 24 концертов. Несмотря на кажущуюся лёгкость и простоту музыки, исполнять Моцарта очень сложно. Знаю не понаслышке - четыре года играла сонаты композитора в музыкальном училище. И потому с большим интересом прослушала все три исполнения Е. Леонской (два в трансляции: Петербург и Москва). Расскажу о впечатлениях из Ярославской филармонии.

Прежде всего отмечу в игре восхитительную простоту и благородство звукоизвлечения и глубокую погружённость в музыку концерта. Редкий взгляд в сторону дирижёра. Всё внимание к клавиатуре. Один раз пианистка отвлеклась на секунду, в начале первой части, когда играл только оркестр, погрозив пальчиком в сторону включённого на запись телефона (увы, не все понимают правила поведения в зале филармонии).

В первой части идёт диалог между исполнителем и оркестром, причём, именно фортепиано задаёт темп движения. Полная сосредоточенность пианистки, глубина чувства.

Вторая часть — минор: звук мягкий, нежный, изящный. Третья часть - лирика и глубина чувства при быстром темпе (Presto). Середина части необычна -быстрое переключение исполнителя на менуэт, который ломает ритм и заданный темп начала части. И жизнеутверждающий конец концерта. Восхитительное, потрясающее исполнение! Было ощущение, что музыка доставила удовольствие не только слушателям, но и самой артистке.


Спасибо, Елизавета Леонская!

Второго отделение концерта открыли оперные певцы: Илья Кутюхин и Анна Юркус.

Илья Кутюхин широкой публики стал известен по участию в телевизионном проекте «Большая опера» в 2014 г. Тогда он только закончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных.  

Художественный руководитель Молодёжной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин приглашает молодого певца продолжить образование под его руководством (кстати, Д. Вдовин был членом жюри «Большой оперы»). Три года учёбы принесли свои плоды. В 2019 году Илья Кутюхин получает Первую премию и приз зрительских симпатий концерта-конкурса Парижской оперы. В настоящее время певец - солист Большого театра в Москве. Занят в семи оперных постановках, в том числе в опере Моцарта «Так поступают все женщины». Два номера из которой он спел на открытии XV фестиваля Юрия Башмета. Илья - обладатель баритона красивого тембра и хорошей звучности, свободно держится на сцене, убедителен в жестах. Ария Гульельмо, которую он исполнил, прозвучала безукоризненно. Зрители наградили певца заслуженными долгими аплодисментами.

Анна Юркус (меццо-спрано) закончила Академию Хорового искусства им. В. С. Попова, затем три года была солисткой Государственной академической капеллы им. А.А. Юрлова. В сентябре 2022 года принята в Молодёжную оперную программу Большого театра.

В исполнении Анны прозвучала знаменитая ариетта Керубино «Voi, che sapete» из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Её мы слушаем на итальянском языке. Зная содержание оперы, не трудно понять, о чём поёт юный паж. Но я полюбопытствовала и нашла перевод текста на русский язык. Не буду приводить его полностью, но несколько строк для полноты характеристики музыки ариетты можно прочитать:

«Невольно я вздыхаю,
нечаянно стенаю,
дрожу и трепещу,
того не сознавая.

Не нахожу покоя
ни ночью я, ни днём,
и всё же мне по нраву
такая вот истома!»

 Анне Юркус вполне удалось передать настроение юного героя, его внутреннее горение, волнение и смятение.

Закончили своё выступление молодые певцы дуэтом Гульельмо и Дорабеллы из оперы «Так поступают все женщины».   Их сильные, выразительные голоса покорили ярославскую публику.

Закончился концерт-открытие едва ли не самой известной широкой публике симфонией №40 Моцарта. Кто же её не слышал и не напевал мелодию главной темы, с которой она начинается?

Музыка симфония рассказывает о глубоких личных переживаниях человека, поэтому неизменно находит отклик в душе каждого слушателя.

Послушаем?

В. А. Моцарт - Симфония №40 соль минор
Всероссийский Юношеский оркестр п/у Юрия Башмета.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»