С музыкой наедине

      К 85-летию Ярославской филармонии.

24 мая в Ярославской филармонии состоится концерт выдающейся российской и грузинской пианистки Элисо Константиновны Вирсаладзе. В программе произведения Шумана и Бетховена.


I отделение:

  • Л. Бетховен Соната No 25 op.79
  • Л. Бетховен Соната No 19 op.49 No 1
  • Л. Бетховен Соната No 20 op.49 No 2
  • Р. Шуман Арабеска
  • Р. Шуман Новелетта No 8
  • Л. Бетховен Рондо Каприччио op. 129

II отделение:

  • Р. Шуман Детские сцены
  • Л. Бетховен Соната No 23 op.57 f moll "Аппассионата"

Кратко напомню о творческой биографии пианистки. Элисо Вирсаладзе родилась в Тбилиси (1942 г). В 1966 г. окончила Тбилисскую государственную консерваторию по фортепианному классу народной артистки Грузинской ССР Анастасии Вирсаладзе (своей бабушки). В 1968 г. завершила обучение в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского под руководством народного артиста СССР Якова Зака.


В 15 лет Вирсаладзе стала победительницей республиканского молодёжного конкурса в Грузии (1957) и солисткой Тбилисской филармонии. Через два года - она лауреат VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене - 1959, 2 премия, серебряная медаль; Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве - 1961, 3 премия; II Международного конкурса имени Чайковского в Москве (1962, 3 премия, бронзовая медаль); IV Международного конкурса имени Шумана в Цвиккау (Германия) - 1966, 1 премия, золотая медаль.

Редчайший случай: исполнение ею на III туре конкурса в Цвиккау фортепианного концерта Шумана, было встречено аплодисментами членов жюри.

«Прекрасное впечатление оставила Элисо Вирсаладзе, — говорил о ее выступлении на конкурсе Чайковского пианист Яков Флиер. — Ее игра удивительно гармонична, в ней чувствуется настоящая поэзия. Пианистка превосходно понимает стиль исполняемых произведений, передает их содержание с большой свободой, уверенностью, непринужденностью, настоящим художественным вкусом».

С 1977 года пианистка - солистка Московской филармонии. Её сольные программы, камерное исполнительство и выступления с выдающимися оркестрами и дирижёрами мира принесли ей всемирную известность и восторженные отзывы рецензентов. Она член жюри российских и международных конкурсов: имени П.И. Чайковского и имени С. Рихтера (Москва), Королевы Елизаветы (Брюссель), Ф. Бузони (Больцано), Гезы Анды (Цюрих), Вианы да Мота (Лиссабон), А. Рубинштейна (Тель-Авив), Р. Шумана (Цвиккау), С. Нейгауза (Челябинск) и др.


Э. Вирсаладзе — народная артистка Грузинской ССР (1971), народная артистка СССР (1989), лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени Шота Руставели (1983), Государственной премии Российской Федерации (2000). Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).

Важное место в жизни Э. Вирсаладзе занимает преподавательская деятельность.

Ещё не завершив обучение в аспирантуре, в 1967 году, она начинает работу ассистента у профессоров Московской консерватории Льва Оборина и Якова Зака. С 1971 года и по настоящее время ведет собственный фортепианный класс. Пианистка - профессор Московской консерватории, а также профессор Музыкальной школы Фьезоле в Италии. Дает мастер-классы во многих странах мира.

Среди ее учеников —Борис Березовский, Яков Кацнельсон, Алексей Володин, Дмитрий Каприн, Екатерина Воскресенская, Марина Коломийцева, Александр Осминин, Станислав Хегай, Мамикон Нахапетов, Татьяна Черничка, Динара Клинтон, Сергей Воронов, Екатерина Рихтер и др

Ученики Э. Вирсаладзе лауреаты, а многие и победители российских и международных музыкальных конкурсов. Одни успешно развивают сольную карьеру, другие сочетают концертную деятельность с преподаванием. С тремя из них ярославские зрители хорошо знакомы. Это Алексей Володин, Борис Березовский и Екатерина Рихтер.

Алексей Володин:

«Неограниченные виртуозные возможности, музыкальность, увлеченность, целеустремленность — вот основные качества, которые уже сегодня делают выступления А. Володина заметным как для любителей музыки, так и для профессионалов», – достаточно точно подмечает профессор Элисо Вирсаладзе таланты своего ученика.

В одном из интервью пианист рассказал о некоторых моментах своего обучения у Элисо Вирсаладзе:

«… я проучился у Элисо Константиновны семь лет, включая аспирантуру. Как только я пришёл к ней, она дала мне огромный список произведений, которые я должен был выучить. Огромный! Буквально сразу одну за другой я выучил 15 или 16 прелюдий и фуг Баха из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Играть ей прелюдии и фуги Баха, этюды Шопена, сонаты Бетховена было просто обязательно. Это такая база, без которой ни один нормальный пианист существовать не может. Так что я ей всё это носил, носил, то есть в первый год я смиренно шёл по всему этому списку, а с её стороны был очень профессиональный и очень строгий, но справедливый подход. И это было действительно необходимо. Пропустив этот этап, я думаю, просто невозможно стать исполнителем. Это моё мнение. И её, конечно, тоже.


- Что касается выявления индивидуальности, то ты, конечно, можешь искать на уроке какие-то свои образы, строить свои концепции, но дело в том, что Элисо Константиновна остановит тебя практически в первом же такте, если с точки зрения выполнения всего, что указано в тексте, у тебя будет хоть что-нибудь не так. То же относилось и к неправильному подходу к технике, к звуку. Это прививает колоссальную самодисциплину. Ты можешь пытаться играть «по-своему» и, как тебе кажется, интересно, но если ты при этом сделал лишний акцент или, например, не выполнил лигу, то тебя сразу же остановят, и ты спустишься с небес на грешную землю и будешь заново учиться ходить. Я считаю, что это сильно отрезвляет и очень полезно для каждого пианиста.

В каком-то смысле можно и потерять свою индивидуальность на время работы с педагогом, как это бывает в работе и других профессоров с их студентами. Но чаще происходит так, что, как раз используя те навыки, которые даёт Элисо Константиновна, ты сможешь впоследствии собственную индивидуальность выявить полнее».

Как проявляет свою индивидуальность Алексей Володин знают многие концертные залы мира. Об уровне его игры говорит и тот факт, что став победителем престижного конкурса пианистов имени Гезы Анда в Швейцарии (2003 г.), Алексей Володин был впоследствии приглашён в состав жюри этого конкурса. Теперь ученик и его педагог Э. Вирсаладзе вместе оценивают таланты молодых музыкантов.

Алексей Володин больше 10 лет даёт сольные концерты в Ярославской филармонии. На его концертах нет свободных мест. Надеюсь ярославцы узнают свой зал филармонии в следующем видео:

А. Володин. Н. Метнер. «Вечерняя песня» - «бис»

19 февраля 2017 г. Концертный зал им. Л. В. Собинова, Ярославль.

 

А. Володин. Ф. Шопен Баллада № 4 in F minor, Op. 52

18 февраля 2017 г. Концертный зал им. П. И. Чайковского, Москва

Прочитать отклик об одном из концертов Алексея Володина в Ярославле можно на сайте «Культурная эволюция» 

Екатерина Рихтер


Более 20 лет сотрудничает с Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром в качестве приглашённой солистки. Екатерина Рихтер, закончила Московскую консерваторию и аспирантуру по классу педагогов Елены Рихтер и Элисо Вирсаладзе.   Дипломант и лауреат Всероссийских и международных конкурсов.

В исполнении пианистки прозвучит Новелетта №8, которая входит в программу ярославского концерта Э. Вирсаладзе.

Екатерина Рихтер - Ф. Шуберт. Две новелетты №2 и №8.

Малый зал Московской консерватории. 5 января 2020 г.

Борис Березовский

Борис Березовский несколько лет назад выступил с Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром на сцене Концертного зала им. Л. В. Собинова. Тогда был исполнен Первый концерт П. И. Чайковского. Надеемся, что впереди ярославских любителей классической музыки ждут новые встречи с талантливым пианистом.  

Студент Московской консерватории Березовский получил IV премию на конкурсе в Лидсе (Великобритания) — 1987 г. (2 курс) и Первую премию и Золотую медаль на IX Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве - 1990 г. (5 курс). «За всё это огромная благодарность Элисо. Это в очень многом её заслуга и огромная работа» - отзывается пианист о своём педагоге.


Удивительно, но диплома Московской консерватории у Бориса Березовского нет, т. к. время проведения конкурса Чайковского совпало с выпускными экзаменами в консерватории. Выпускник выбрал конкурс и не прогадал. Только 13 пианистов ( три раза Первая премия не присуждалась) завоевывали Золотую медаль одного из самых престижных и сложных конкурсов в мире. После победы на конкурсе Чайковского, Борис Березовский стал одним из ведущих пианистов-виртуозов своего поколения.   Он широко гастролирует в России и за рубежом. Березовский - инициатор, учредитель и художественный руководитель Международного фестиваля Николая Метнера («Метнер-фестиваль»), а также Всероссийского фестиваля академической и этнической музыки «Музыка Земли».

Л. ван Бетховен. Соната №27. Борис Березовский.

Переходим к концерту Э. Вирсаладзе в Ярославле. Вечер откроется тремя сонатами Л. Бетховена - №25, №19, №20. Не все музыкальные произведения предстоящего концерта нашлись в интернете в исполнении Элисо Вирсаладзе и её учеников.   Поэтому расскажу только о тех, что подкреплены музыкальным материалом.

Начнём с первого номера программы - Л. Бетховен. Соната No. 25 (G-dur), соч. 79

Соната состоит из трёх частей:

1. Presto alla tedesca

2. Andante

3. Vivace

В первой части использованы мелодические и ритмические элементы немецких танцев, которые были воплощены еще в произведениях Моцарта, а позднее использовались Шубертом. Обращают на себя внимание скачки в левой руке, напоминающие крик кукушки. Из-за этого вся соната получила прозвище «Kuckuckssonate» (Соната — кукушка). Однако в музыке звучит не поэтическая кукушка природы, а лишь механическое отображение крика кукушки, так хорошо организующего фигуры немецких танцев.

Напротив, во второй части чувствуется тихая, успокаивающая ласка мерных колыханий и журчаний природы, на фоне которых льется задушевная, чуть сентиментальная песня.

В третьей, и последней части, опять торжествуют хороводность и танцевальность.

Эта тенденция народности и национальности, конечно, не случайна. Она отражает сложный, часто противоречивый, но неуклонный рост демократических и патриотических элементов в сочинениях позднего Бетховена.

Элисо Вирсаладзе. Л. Бетховен. Соната №25 «Кукушка» соль мажор, соч. 79 .

12 января 2018 г. Петербургская филармония, Большой зал.

После последующего исполнения двух сонат №19 и №20 Бетховена, пианистка обратится к музыке Р. Шумана,

Р. Шуман. Арабеска.

«Арабеска» в архитектуре и живописи обозначает сложные узоры в арабском стиле. К музыке термин впервые применил Р. Шуман, назвавший арабеской свою пьесу для фортепиано ор. 18 (1839) в форме рондо с контрастными разделами в различных ритмах. С тех пор термин «арабеска» неоднократно использовался композиторами как название небольшой пьесы изящного характера, с узорчатой фактурой и богато орнаментированным, «кружевным» мелодическим рисунком. Чаще всего, такие пьесы писались для фортепиано.

Элисо Вирсаладзе. Р. Шуман. Арабеска.

Вслед за Арабеской прозвучит ещё одно произведение Шумана - Новелетта № 8.

Новелетта- уменьшительное от novella — рассказ. Новеллетта - небольшая инструментальная пьеса повествовательного характера. Название "новелетта" впервые применил Р. Шуман для своего фортепианного цикла «8 новелетт», 1838 г.

Закончится первое отделение концерта лёгким, изящным Рондо-каприччо Бетховена, больше известного под названием "Ярость по поводу потерянного гроша". Бетховен написал его в 1795 году, в возрасте 25 лет. Пьесу услышал ближайший друг Бетховена, музыкант и писатель Антон Шиндлер. Эмоциональное звучание Рондо вызвало в нём определённые образные ассоциации, которые он записал прямо на нотном листе - "ярость из-за потерянного гроша".

Бетховен не закончил пьесу, и тридцать два года черновик пролежал в бумагах композитора.
После кончины Бетховена в 1827 году в Вене состоялся аукцион по распродаже его вещей и бумаг. Черновик рондо приобрёл венский издатель и композитор Антон Диабелли, который опубликовал его в 1828 году.

Немецкий композитор Роберт Шуман отозвался о бетховенской пьесе восторженно:

"Едва ли существует нечто более забавное, чем эта шутка. Я сразу же начал хохотать, сыграв ее недавно впервые. Но каково же было мое удивление, когда при вторичном проигрывании я прочел следующее примечание: "Это каприччо, найденное в бумагах Л. в. Бетховена, озаглавлено в рукописи "Ярость из-за потерянного гроша, излившаяся в некоем каприччо".

О, эта очаровательнейшая, бессильнейшая ярость, подобная той, которая охватывает, когда вам не удается стащить с ноги сапог, и вот вы потеете, топаете, а он совершенно флегматично посматривает вверх на своего владельца".

 Л. Бетховен. Рондо каприччо, соч. 129.

Яков Кацнельсон.


Российский пианист и музыкальный педагог. В 1998 году закончил Московскую консерваторию, в 2000 - аспирантуру по классу Э Вирсаладзе. С 2001 г. преподает в Московской консерватории в качестве ассистента профессора Э.Вирсаладзе (с 2007 г.– на кафедре специального фортепиано под руководством профессора М.С.Воскресенского).

Втрое отделение концерта откроется фортепианным циклом Шуберта «Детские сцены».

История возникновения цикла описана в одном из писем композитора к любимой девушке - пианистке Кларе Вик, впоследствии ставшей его женой. Перебирая в памяти романтические моменты их взаимоотношений, Шуман вдохновился как-то сказанными словами Клары о том, что иногда он поступает в жизни, как ребёнок. Это припомнившееся высказывание зародило у композитора идею создания цикла, впоследствии названого «Детскими сценами». Шуман писал Кларе, что эти миниатюры, созданы не для детей, а для взрослых, как напоминание им о счастливой беззаботной поре.

Из 30 написанных пьес, в цикл «Детские сцены» вошли тринадцать разнохарактерных миниатюр, остальные были опубликованы в двух других сборниках. В этих циклах Р. Шуман живописно отобразил всё то, что бывает с человеком в детстве: его забавы и важные занятия, радости и огорчения. "Детские сцены" - названия пьес:

1. «О чужих странах и людях»

Пьеса состоит из трёх частей. Музыка нежная, но оптимистичная. Немного грустных интонаций появляется только в средней части.

2. «Забавная история»

Энергичная, бодрая музыка напоминает марш сказочных персонажей. Временами появляется лирический образ, но это ненадолго, как смена настроения у ребёнка.

3. «Игра в жмурки»

Музыка ярко отображает задорную игру детей.

4. «Просящее дитя»

Очень нежная и выразительная музыка этой миниатюры живописно рисует маленького просящего ребёнка.

5. «Полное удовольствие»

Пьеса передает чувство наслаждения и состояние блаженства от чего - то необычайно хорошего.

6. «Важное происшествие»

Музыка величественного характера изображает какое-то торжественное событие: как - будто сказочная королевская семья во время праздника выходит поприветствовать граждан своего государства.

7. «Грезы»

Это самая популярная пьеса из цикла, которую очень часто включают в программу различных концертов. Нежная музыка оказывает на слушателей чарующее впечатление. Её мелодия настолько трогательная, что ежегодно в хоровом исполнении звучит в течение минуты молчания в День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

8. «У камина»

Созерцательная музыка произведения рисует умилительную картину: взрослый и ребёнок, сидя у камина наблюдают за весёлой игрой язычков пламени на сгорающих дровах.

9. «Верхом на деревянной лошадке»

Музыкальные звуки миниатюры колоритно передают характер забавы, в которую любят играть все мальчишки.

10. «Почти серьёзно»

Очень выразительная мелодия, характеризующаяся некоторой таинственностью, создаёт настроение спокойствия и умиротворения.

11. «Пугание»

Всё начинается со спокойной лирической темы и вдруг неожиданно врывается контрастный эпизод, как будто действительно хочет кого-то напугать. Так повторяется несколько раз.

12. «Засыпающий ребенок».

Меланхоличная мелодия, звучащая как колыбельная, убаюкивающая ребёнка.

13. « Поэт говорит»

Поэт размышляет о смысле жизни и о том насколько разнятся суждения в молодости и в зрелом возрасте.

Элисо Вирсаладзе. Р. Шуман «Детские сцены» и «Симфонические этюды».

( См. с 4 минуты, но можно и послушать интересный короткий рассказ о пианистке).

Видео доступно по ссылке https://youtu.be/f_2Y1uorAvA

Завершит концерт одна из лучших сонат Бетховена - «Аппассионата». Это настолько известное произведение Бетховена, что нет смысла рассказывать о его содержании. Вместо этого предлагаю вам прочитать стихотворение М. Пляцковского, выразившее те впечатления и ощущения,, которое производит на нас эта музыка.

Аппассионата

Бетховен… Аппассионата…
И взорван порох тишины.
Мне самому понять всё надо.
Мне объясненья не нужны.

Товарищ лектор, не спешите
Растолковать, что там к чему.
Пусть звёзды кружатся в зените,
Ночную прожигая тьму.

Пускай в ушах гудит протяжно.
Ветрами схваченный простор.
И разве это очень важно –
Знать, где минор и где мажор?

Качнулся мощный взрыв аккорда –
И подо мною всё быстрей
Земля плывёт светло и гордо
Вращаясь вкруг оси своей.

Товарищ лектор, в кои веки
Я слышу сам, я слышу сам,
Как перезваниваются реки,
Как бродит эхо по лесам.

Я умоляю вас: не надо,
Не раскрывайте тайну мне…
Бетховен… Аппассионата…
Мы с музыкой наедине.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»