Петровский монастырь

Историческое название древнего ростовского святого места – Петровский монастырь, пока еще, мало известно современным жителям. Имя обители могут принять за название поселка Петровск. В недалеком прошлом собор, колокольня и ограда Петровского монастыря были разрушены. В наши дни в обители действует единственная сохранившаяся церковь Похвалы Божией Матери. Решением Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Кирилла от 24 декабря 2010 года здесь открыт Петровский мужской монастырь Ярославской епархии.

Синяя глава храма с золоченым крестом видна в отдалении с Ярославского шоссе. В обитель дорога идет только от поворота с шоссе на улицу Ростовскую. Надо следовать до конца, минуя Авраамиев монастырь. На улице Ленинградской, за автобусным кольцом находится храм Похвалы Богородице. Сохранились четыре башни. Те из них, что ближе к городу высокие, а с противоположной стороны пониже. Три башни трудно узнать, в них по-прежнему располагается частное жилье. Церковный двор занимает теперь только среднюю часть бывшей монастырской территории. С левой стороны двухэтажный настоятельский корпус. Правее руины Петропавловского собора и поклонный крест. С правой стороны располагается храм Похвалы Богородицы, вход в него ведет по лестнице на второй этаж. Богослужения проводятся в воскресные и праздничные дни. Кругом очень тихо, вокруг одноэтажная застройка, рядом озеро и 

Ростовский Петровский монастырь основал в XIII веке преподобный Петр, царевич Ордынский, ростовский чудотворец (†1290; память 30 июня / 13 июля) на месте явления святых первоверховных апостолов Петра и Павла (память 29 июня / 12 июля). Рассказ об этом помещен в памятнике церковной письменности – Повесть о Петре, царевиче Ордынском:
«В 1257 году святитель Кирилл, епископ Ростовский (память 21 мая / 3 июня) по нуждам Церкви находился в Золотой Орде. Благоприятно принятый ханом Берке, святитель рассказал ему о святой вере, о том как распространял ее в Ростове святой Леонтий чудотворец, какие чудеса совершаются при его мощах. На проповедь епископа Кирилла откликнулся юный царевич, племянник хана. Он был сыном богатой вдовы. Уверовав во Христа, стал раздавать богатство нищим, сделал пожертвование святителю Кириллу. Когда епископ ростовский вторично побывал в Орде, то, царевич решился удалиться с ним, чтобы принять святую веру. Боясь власти дяди, не смея открыть своих намерений матери, царевич тайно ушел из Орды. Догнав епископа по дороге, он слезно просил взять его с собой.
В Ростове царевич жил в архиерейском доме, ходил смотреть на чин богослужения, слушал чтение и пение: все приводило его в духовную радость. Царевич просил крещения, но только после смерти хана Берке, святитель решился и совершил таинство. Он дал ему имя – Петр. Полюбил царевича и ростовский князь, так, что не садился за трапезу без него. Когда умер святитель Кирилл, на ростовскую кафедру взошел святитель Игнатий. При нем Петр продолжал жить в доме епископа, усердно посещал храм Божий, по временам занимаясь соколиной охотой на берегу ростовского озера. Раз, замедлив на ней, до ночи царевич заснул. Его разбудили два, сияющие как солнце, человека и сказали ему:
– Друг Петр, милостыня и молитва твои услышаны Богом!
Это явились царевичу святые апостолы Петр и Павел. Они подняли его и приветливо сказали:
– Мы посланы к тебе Богом, в Которого ты уверовал и желаем, чтобы здесь, где ты заснул, была создана церковь в наше имя!
Затем они дали царевичу два мешка, один с золотом, другой с серебром, и стали невидимы, а Петр оставался на месте и молился там до утра. В ту же ночь явились апостолы святителю Игнатию и тоже приказали построить посвященный их имени храм. Устрашенный видом и тоном приказания, святитель не мог бы начать такого строительства без ведома ростовского князя. При встрече святитель рассказал о видении и спросил:
– Не знаю, что делать, князь? Недоумеваю, где строить храм?
– Вижу, владыка, что случилось нечто необычайное!
Когда пришел царевич Петр, князь и святитель Игнатий выслушали его рассказ. Они вместе отслужили молебен, совершили крестный ход на место явления святых апостолов. Здесь царевич выбрал площадку и после совершения всех обрядов плотники начали рубить деревянный храм. Неожиданно для всех, ростовский князь затребовал денег за отведенный участок. Царевич решил выкупить его, но смог сделать это только благодаря тем двум мешочкам с монетами, которые оставили ему апостолы Петр и Павел. Для верности царевич окопал рвом выкупленную землю по ордынскому обычаю. Со временем, вокруг храма составилась монашеская обитель, поддерживаемая самим царевичем Петром, а после его смерти его потомками. Скончался преподобный Петр в глубокой старости в 1290 году. Незадолго до преставления святой Петр царевич принял иночество и был погребен в своей обители».
Предание говорит, что дети, внуки и другие потомки почитали преподобного Петра царевича. Общерусское празднование святому установлено на соборе 1547 года при Всероссийском митрополите Макарии. Многие века обитель оставалась деревянной, пока в 1684 году не был освящен пятиглавый кирпичный собор во имя апостолов Петра и Павла. В 1695 годах была построена теплая двухэтажная церковь во имя Похвалы Божией Матери. Через сто с лишним лет, в 1805–1811 годах в обители возведен настоятельский корпус, а в 1835–1845 годах монастырь был окружен оградой с башнями. За стенами монастыря стоял тогда только ряд маленьких деревянных домиков древней Петровской слободы. В ограде, рядом с проездными воротами стояла высокая трехъярусная колокольня. Так обустроился монастырь кирпичными зданиями, хотя был «заштатным», то есть не получавшим денег из государственной казны. Хозяйство обители существовало не столько за счет гостиницы и сенокосов, сколько от сдачи двухэтажного дома в Москве. При Московско-Ярославском шоссе, в полуверсте от монастыря, была каменная часовня с теплой комнатой для сторожа. При ней были водокачка и водопой для лошадей.
Святыней обители была гробница преподобного Петра, находившаяся в Петропавловском соборе. На украшенном постаменте стояла серебряная с позолотой рака. Постамент и раку венчала вырезанная из дерева позолоченная сень. Рака была пуста, так как мощи святого находились под спудом.
В 1910 году в монастырской летописи были записаны чудеса, случившиеся у мощей преподобного Петра:
«В последнее время во времена неверия и разврата, Господу угодно было выручить нашу обитель благодатными чудесами. Здесь описываются вкратце самые чудеса, а подробности будут по возможности обследованы и переданы печати.
1. У раки преподобного Петра царевича исцелилась девица Клавдия из деревни Новоселок, привезенная после 6-летнего расслабления и сама восшедшая по ступенькам в храм Петра и Павла; наружное описание храма она видела во сне.
2. У преподобного же исцелился человек немой из-за озера Неро, о котором свидетельствует старец монах Ананий.
3. У раки преподобного исцелилась девочка, страдавшая падучей болезнью, проживающая в Ростове. Девочка слышала голос, призывающий к святому «из татар». Потом умиленно было видеть, как детка сидела, прижимаясь к раке, осияемая улыбкой.
4. У образа исцелилась старуха на костылях из-за озера Неро, и костыли ей больше не понадобились.
Слава Богу, благодателю нашему, во веки веков.
1911 год. Еще чудо: 9 января дал письменное показание крестьянин Павел Григорьевич Петруков об исцелении у него при раке преподобного Петра царевича больной ноги, которую предстояло ампутировать…»
Было также записано удивительное чудо исцеления крестьянки Вятской губернии Сарапульского уезда Ксении Григорьевны Богатыревой, занявшее в рукописи несколько страниц. У этой девушки отнялись ноги. В ее приходе находилась икона преподобного Петра. После молебна перед этой иконой Ксения получила облегчение. Она рассказала, как в ночь на 21 сентября 1909 года ей явился «святой угодник Петр царевич вместе с преподобным Авраамием Ростовским, которые назвали себя по именам. Преподобный Петр взял меня за руки и сказал: «Когда получишь исцеление, тогда иди с миром ко мне в Ростов». Спустя некоторое время, девушка прибыла в Ростов и рассказала потрясенным монахам о совершившемся исцелении.
Здесь же другая запись: «Мещанка города Ростова Дарья Петровна Родионова заявила, что месяца три тому назад она заболела глазами, сделалась резь, и она перестала видеть. Проболев недолго, она стала просить помощи у Господа, чтобы он исцелил ее от болезни, ввиду того, что у нее пятеро детей, а сама она служит на фабрике. Затем она стала прилечивать глаза водой, что у колодца при часовне преподобного Петра царевича, и получила исцеление в тот же день. Сейчас она здорова. За свою мать расписалась Ольга Николаевна Иванова».

Осенью 1917 года монашествующая братия Петровского монастырь переселяется с тем, чтобы освободить место для эвакуации из Эстонии сестер эстонского Пюхтицкого женского монастыря. Полное закрытие обители, а затем ее разрушение произошло в 1928 году. Советская власть предписывает: «освободить совершенно от совершения культовых обрядов здания б. Петровского монастыря», а членов общины, как не способных «содержать находящиеся в ее пользовании церкви», вливают в число соседней Авраамиевской общины. По словам очевидцев, до своего ареста в 30-е годы, последний настоятель Петровского монастыря архимандрит – Симеон (Филиппов), жил в Авраамиевом монастыре на первом этаже Введенского храма.
В Петровском монастыре был разрушен до основания Петропавловский собор, арка въездных ворот и полностью ограда монастыря, а также бывшая прекрасным высотным ориентиром колокольня обители. Место почитания преподобного Петра было поругано на многие десятилетия.

Возрождение святого места началось в 2000 году. Особенно большие ремонтные и археологические работы проводились с 2004 по 2008 год. Храм Похвалы Богородице был приспособлен для богослужения, над ним сооружена глава с крестом и колокольня, приведен в порядок двор и настоятельский корпус.

Ростовский Петровский монастырь является одним из святых мест русского православия. К сожалению, скромная обитель находится достаточно далеко от городского центра и до сих пор нуждается в нашей помощи. Спустя много веков не проходит значение доброго примера обращения в веру, которую явил в нашем городе внук хана Батыя. Память о святом объединяет разные народы, заставляет внимательнее относиться к месту, где почитается память преподобного Петра, царевича Ордынского.

Адрес монастыря: 152120, Ярославская область, г.Ростов Великий, ул. Ленинградская д. 13, тел./факс: +7 48536 6 42 53.
Электронный источник: www.petrov-mon.ru

Круг чтения

Повесть о Петре, царевиче Ордынском. // Древне-русские предания (XI – XVI вв.) М., 1982. С. 142 – 160.
Священник Николай Чуфаровский. Ростовский Петровский монастырь и его основатель преподобный Петр царевич. Ярославль, 1891.
Иванов Д.А. Спутник по Ростову Великому Ярославской губернии. Ростов, 1912.
Мельник А.Г. Ансамбль ростовского Петровского монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. 1989. М., 1990.
Мельник А.Г. Уничтоженные храмы Ростова Великого, М., 2006.
Парфенов А.Ю. К истории Ростовского Петровского монастыря в XX веке. // История и культура Ростовской земли 2001. Ростов. 2002. С. 199 – 208.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»