Золотой мусор

Почему стоимость утилизации бытовых отходов растет каждый год невероятными темпами? 

– Нет, так вы не проедете, – с сочувствием глядя на нашу машину и мои модельные сапоги, говорит начальник полигона «Скоково» Александр Павлович Вдовцов. – Сейчас КамАЗ пригоним. 

На свалку и впрямь можно пробраться разве что на танке. КамАЗ потихоньку движется вперед, распугивая чаек, которые явно недовольны нашим вторжением. 


– Вот здесь мы захораниваем мусор, который поступает с мусоросортировочного завода, – показывает Александр Павлович. 

Сложенные брикеты в два человеческих роста возвышаются с правой стороны от нас. 

– А что же они сортируют? – невольно вырвался вопрос у меня. Ведь почти весь мусор – это пластиковые бутылки, бумага, полиэтиленовые пакеты – все то, что можно было бы пустить в переработку… 

Александр Павлович политкорректно пожимает плечами. 

– Нам ведь что привозят – с тем мы и работаем, а как там внутри на мусоросортировочном заводе отлажено – я не могу сказать, это их внутренние вопросы. 

Как из 22 миллионов сделать 127 

До 2003 года весь ярославский мусор поступал напрямую на полигон в «Скоково». Пока мэр города не заявил – это не современно и неэкологично, необходимо строить мусоросортировочный завод. Чтобы из общего содержимого мусорных баков отбирались полезные фракции, которые могут пойти в переработку. Стекло, бумага, пластик. Таким образом мы и объемы мусора, который в «Скоково» повезут уже после сортировки, сократим, и денег на вторсырье заработаем. 

Мысль абсолютно здравая, спорить с этим трудно. Как утверждают знающие люди, радением об экологии побудительные мотивы мэра не ограничивались. Полигон расположен на территории Ярославского района, а значит, и отчисления шли в районный бюджет, а Ярославлю от лакомого жирного пирога практически ничего не перепадало. И вот построили заводик, который, если верить бравым выступлениям городских властей, успешно работает вот уже шесть лет. Весь бытовой мусор, кроме крупногабаритного, в обязательном порядке везут туда. А уже после того, как на заводе отобрали полезные фракции, мусор в брикетах отправляют на свалку в «Скоково». «Разве что ленточкой не перевяжут», – мрачно улыбаются сами работники полигона. 

Казалось бы, все великолепно – мусора становится меньше, завод зарабатывает на сортировке, вместо россыпи всякого хлама на свалке стоят аккуратные брикеты. Ура?... 

Наверно, да. Только в 2003 году из бюджета на захоронение мусора тратилось 22 миллиона рублей, а вот после появления мусоросортировочного заводика эти цифры вдруг стали расти в геометрической прогрессии – до 126 миллионов к 2007 году! А между тем, по официальным данным, сортируют на заводе до 10% от всего поступающего туда мусора. По другим оценкам, эта цифра еще меньше – 78 %. Узнать реальные данные не представляется возможным – на заводе журналист не получил ни одного ответа на заданные вопросы. 

Сортировка мусора – очень военная тайна 

На просьбу посетить мусоросортировочный завод и своими глазами увидеть – какова же реальная эффективность его работы – «КараванРОС» получил отказ. 

– Я передал вашу просьбу руководству, и они ответили, что в вашем посещении не видят необходимости, – пояснил главный инженер завода, который не представился. 

– А кому принадлежит завод? Можно мне самой поговорить с этим человеком? 

– Зачем? Я передал вам ответ. 

– Но фамилию хозяина вы назвать можете? 

– Нет. 

– А причина отказа? 

– Нам не нравится, что вы про нас необъективно пишете. 

– Так дайте хоть какуюто информацию, напишем объективно. 

– Я все сказал. 

Что же это за режимный объект, куда попасть журналисту сложнее, чем в управление ФСБ? И что там скрывают от независимой прессы? Тем не менее нам удалось узнать – принадлежит завод людям, в городе весьма известным: Яковлеву Ю.Н., президенту ХК «Локомотив», и Бровкину В. Н., директору «Яррегионгаза». Ходят слухи, что связан с заводом и сын мэра, якобы акционер, – но комментировать эту ситуацию компетентные лица отказываются, лишь многозначительно возводя глаза к небу. 

Сизифовы брикеты 

Может, городу очень необходимо, чтобы мусор паковали в брикеты, как это делают сейчас? 

– Брикеты, которые нам привозят, раньше мы вынуждены были разбрикетировать, – показывает мне Александр Павлович. 

Иначе те же самые брикеты впоследствии не поставишь, для них нужно в полторадва раза больше места. А для работы разгрузчика нужна ровная площадка. 

Иными словами, бюджет вкладывает огромные деньги в то, чтобы мусор красиво перевязали ленточкой? Но дело даже не в этом, а в том, что ЗАО «Чистый город» – это частное предприятие. 

– Почему мы доплачиваем из бюджета частному предприятию, которое должно самостоятельно организовать свой бизнес? – недоумевает депутат муниципалитета Евгений Урлашов. – Они зарабатывают на сортировке, и должны жить на эти деньги. Фактически бюджетными деньгами мы дотируем интересы частных лиц. 

Сегодня депутаты муниципалитета готовят проект постановления, которое могло бы отменить монополию ЗАО «Чистый город» на мусор. По правилам благоустройства от 30.01.2003 года, все твердые бытовые отходы, образующиеся на территории города в результате жизнедеятельности населения и организаций, подлежат захоронению на полигоне «Скоково» только после сортировки на мусороперерабатывающей станции. 

– Этой хитрой фразой установлена монополия ЗАО «Чистый город», – говорит Евгений Урлашов. – Мы хотим эту строчку убрать. Если везти мусор напрямую в «Скоково», минуя сортировочный завод, – бюджет сэкономит 78 миллионов рублей. ЗАО «Чистый город» установил тариф на утилизацию мусора – 96,22 рубля за кубический метр, тогда как тариф ОАО «Скоково» – 44,57 рубля. 

Бизнес бизнесу рознь 

Безусловно, утилизировать мусор нужно цивилизованными способами. Но сортировка мусора вполне может быть прибыльным бизнесом. Уже полгода Рыбинске в режиме тестирования работает минимусоросортировочный комплекс, принадлежащий частной фирме. Для того, чтобы наладить цивилизованный сбор бытовых отходов, фирме пришлось изрядно вложиться. Ни копейки бюджетных денег на проект не затрачено. Никаких дотаций предприниматели не получили и не получают. 

– Конечно, без помощи и понимания городских властей не обойтись, – говорит заместитель директора предприятия Александр Забавин. – Нам выделили земельный участок под комплекс. Следующим шагом, как мы рассчитываем, будет строительство еще двух комплексов – в микрорайонах Копаево и Переборы. 

Минисортировочные комплексы рассчитаны на локальные микрорайоны с численностью населения 1517 тысяч человек. Начальник отдела охраны окружающей среды администрации Рыбинска Галина Качалова отмечает, что в населенных пунктах, которые обслуживает минисортировка, стало заметно чище. 

Из мусора здесь выбирают от 20 до 40% полезных фракций, подлежащих вторичной переработке. Это бумага и картон, стекло, пластик, жесть. Все это прессуется и реализуется как вторсырье. Остатки мусора вывозятся на полигон ТБО. Экономический эффект очевиден. Сокращаются транспортные расходы и уменьшается количество мусора, за который нужно платить на полигоне. Но Рыбинский опыт, видимо, для Ярославля негоден. И в кризисные времена частное предприятие вновь получит бюджетные вливания? 

Скандалы преследовали завод с начала существования 

Как явствует из постановления прокуратуры, департамент городского хозяйства мэрии Ярославля перечислил в ЗАО «Чистый город» за выполненный объем работ в 2004 году 64 088 800 рублей бюджетных средств, хотя реальные затраты ЗАО «Чистый город» должны были составить 43 417 500 рублей. Действия должностных лиц мэрии, результатом которых явилось нецелевое использование бюджетных средств в особо крупных размерах, а также действия по переплате бюджетных средств на утилизацию ТБО, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, нарушение охраняемых законом интересов общества и государства. 

Между мэрией в лице В. В. Волончунаса и ООО «Инконтракт» в лице Яковлева Ю.Н. заключен договор на размещение мусоросортировочной станции. ООО «Инконтракт» разработал следующую схему: мусоросортировочная станция построена ООО «Инконтракт», далее она по договору куплипродажи передается в собственность ООО «Верхневолжская лизинговая компания», владельцами которого являются те же лица – Яковлев Ю. Н. и Бровкин В. Н. После чего собственником мусоросортировочной станции по договору лизинга станция была передана ЗАО «Чистый город», которым владеют опять те же самые лица, за 304 614 870 рублей. 

В договоре на размещение мусоросортировочной станции на территории города Ярославля предусмотрено, что стоимость имущественного комплекса не должна превышать 7,75 млн долларов США, что эквивалентно около 235 млн рублей. В соответствии с договором лизинга между ООО «Верхневолжская лизинговая компания» и ЗАО «Чистый город», стоимость данной МСС была поднята до 304 614 870 рублей, которые и необходимо будет выплатить городскому бюджету на основании заключенных мэром г. Ярославля и директором ДГХ договоров, хотя реальная стоимость МСС составляет 246 978183 рубля. То есть бюджету города будет причинен ущерб в размере 57 636 687 рублей. 

Комментарии 

– Все помнят, как с Нового года взлетели тарифы на вывоз и утилизацию мусора, – говорит председатель общественной организации Ярославля «Общественная палата» Игорь Блохин. – Объясняется это просто – если раньше сортировка на мусоросортировочном заводе оплачивалась из бюджета, то теперь вступил в силу Федеральный закон, запрещающий городу дотировать организации коммунального комплекса. В данном случае – ЗАО «Чистый город». И теперь мы с вами платим за то, что наш мусор перевязывают ленточкой, частному предприятию. Ситуация странная – на самом деле это «Чистый город» должен бы платить нам за то, что мы отдаем им свой мусор, обеспечивая их работой и доходом от его сортировки. 

Население сортировку мусора, брикетирование не оплачивает – только его захоронение на полигоне в «Скоково», – категорично заявила заместитель директора департамента городского хозяйства Ирина Нигматуллина. 

Да, население платит за утилизацию, то есть сортировку мусора на мусоросортировочном заводе – пояснили в экономическом отделе Управляющей организации многоквартирными домами Красноперекопского района. 

Так где правда? Этот вопрос «КР» адресует городским чиновникам. 

Светлана Будилкова, Ольга Демидова

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе