Чашки размером со спичечную головку, счеты не больше почтовой марки - крошечный мир внутри миниатюрных строений.
Уже несколько лет Артем Рякин мастерит модели утраченных, существующих и сказочных зданий. В гости к ярославскому левше отправилась Марина Ромакина.
- Это история, мне интересно. И нравится восхищать людей.
Сначала это были шутливые деревянные миниатюры. Но уже тогда Артем Рякин слышал восхищенное: они же как настоящие! Во всяком случае Баба-Яга была бы точно довольна.
Основной материал - березовые ветки: высушенные, выпрямленные, очищенные от коры обычным канцелярским ножом. Церковь Ризоположения Богородицы села Бородава. Самый древний деревянный храм ныне находится на территории Кирилло-Белозерского монастыря.
А храм Козьмы и Дамиана Леждомского погоста можно увидеть только на этом фото и на столе... У Артема Рякина. Он давно разобран и ждет щедрой руки, чтобы вернуться к былой неброской красоте. Но главное даже не то, что снаружи, а то, что внутри. И, чтобы разглядеть крошечный мир по ту сторону стен, нужно приложить немало усилий. Но это того стоит.
- Это получается не бездушное здание, а что-то попытаться разглядеть…
Уже несколько лет все мысли, фантазии и руки ярославского левши занимает удивительной красоты постройка, оставшаяся нам лишь на литографии французского художника Андре Дюрана - тот путешествовал по России и фиксировал все, что было достойно его внимания. Так в альбоме оказался трактир и почтовое отделение - к слову, краеведы склоняются к тому, что оно могло принадлежать Алексею Сергеевичу Некрасову, отцу поэта - на дороге от Костромы до Ярославля.
- Оно очень архаичное, и большинство реставраторов считали, что оно не существовало в реальности, - говорит мастер.
Эту несправедливость Артем Рякин собирается исправить. В процессе сделал несколько открытий. Например, обнаружил изображение ярославского трактира на картине Васнецова "Улица в Китай-Городе". Вот уж буквально: точен в мелочах.
- Это пластиглина точеная - чайнички и кружки. Бутылки - пластиковые шпажки, - рассказывает наш герой.
Для передачи масштаба на барной стойке появляется обыкновенная спичка. И, пожалуй, впервые профессиональная телекамера терпит поражение: на помощь приходит макрофотосъемка. Но кажется, автору все-таки удалось изобрести уменьшительный чудо-порошок.
- Свое творчество ребята называют "технология на ходу". Появляется задача - появляется и ее решение, к примеру, стволы сосен - измельченная пастель, листва березы - мелко нарезанная, но предварительно выкрашенная в восемь оттенков, бумага. А кроны седых сосен - обыкновенная петрушка, - восхищается корреспондент Марина Ромакина.
Супруга - муза, поддержка, ходячий исторический справочник. А с некоторых пор - и художник-декоратор. Лишь с помощью обыкновенной акварели Екатерина может по собственной технологии состарить дерево на несколько веков.
- Слой за слоем, после высыхания - тоже слой за слоем. Особенно большие здания - после высыхания я их крашу месяцами, - говорит Екатерина Рякина.
Когда-нибудь терем-трактир-почта предстанет о всей красе. А следующий, проект ярославского левши - русская усадьба со всеми постройками, интерьерами, живностью и обитателями - вновь заставит нас, словно Алису из страны чудес, заглянуть в замочную скважину далекого прошлого.