«Я крокодила пред тобою»: как из мира изгоняют библейские истины

В результате злокачественных мутаций, по некоему прочно внедрённому образцу, российское медийное и сетевое сообщество решительно превращается в свору жаждущих рвать кого-нибудь на куски по любому, умело подброшенному поводу.

Не важно, кто повод подаст — чиновник, священник, журналист, блогер или доселе безымянный гражданин. Важно, кто повод подхватит, отфокусирует и пальнёт в медиа-пространство с необходимым прицелом.


Самыми лакомыми, я бы сказала, филейными «кусками» бесспорно являются депутаты, но и они в чрезмерном количестве приедаются, а потому, для сбалансированного пропитания своры, их необходимо регулярно разбавлять.

Следующими по значимости дегустации идут священнослужители, которые, когда не ездят на дорогих авто и не постят в Инстаграм шмотки класса «люкс», легко вызывают огонь на себя любым другим подручным способом.

Все уже привыкли и давно не замечают, какие замечательные и ранее немыслимые возможности подарил публике век новых коммуникаций: церковь, до недавних пор доступная только прихожанам, теперь заговорила со всеми, открыто, публично и совершенно беспрепятственно. Даже если вы не смотрите специальные телеканалы и не читаете высокодуховную прессу, в любой посещаемой вами соцсети вам непременно попадётся хоть один, вращающийся в вашей галактике священнослужитель, государственного, или менее медийного уровня.

Множество ни сном ни духом не ведающих людей вдруг осознало, что в «профессии» или в призвании священник есть невероятное количество чрезвычайно интересных людей, умеющих не только проповедовать, но и интересно мыслить, и прекрасно говорить, и писать, и даже, представьте, юморить или фотографировать.

«Заговорившая» церковь не устаёт впечатлять самыми разными своими представителями, от дьякона Андрея Кураева, когда-то прославившегося рацпредложением кормить блинами всех желающих сплясать в храме, до протоиерея Всеволода Чаплина, уже наговорившего на фолианты скандалов.

Несколько в отдалении мягко сияют совсем иным светом более скромные и менее знаменитые.  Среди многих прочих, уже несколько лет особенно выделяется бывший киевский, а ныне, в силу известных обстоятельств, московский священнослужитель о. Андрей Ткачёв.

Вопиюще умён и оскорбляюще талантлив. Спонтанно и свободно извергает шедевры не красноречия, но прекрасной речи в прямой эфир и выдаёт в печать великолепные тексты, вызывая искреннее восхищение читателей и бессильный озноб завистников по литературным потугам.

Из недостатков: чрезмерно умён и не умеет рассчитывать свои силы, а потому часто не успевает попридержать реакцию человека с природным юмором на природную же глупoсть. Что, как мне кажется, для священника не похвально, но и не преступно.

Другими словами, я понимаю и разделяю степень чувства юмора одного высокопоставленного святого отца (не о. Андрея!), заметившего, что когда певчие поют невнятно, слушающие воспринимают превратно, но повторяют послушно:

«Яко кадило пред Тобою…» («Я крокодила пред Тобою…»), или «Крест начертав Моисей… («Влез на чердак Моисей…»)

И чтобы уж выкладывать всю ужасающую правду до конца, добавлю, что достаточно понаблюдав за чересчур сердобольными прихожанками, из тех, что в рвении своём запросто способны огреть сковородой по голове любого, кто даже нечаянно, неосторожной репликой или случайным жестом помешает им Иисусову молитву творить, я искренне разделяю заключение священника из известного анекдота о девице, рвущейся узнать его мнение о монографии протоиерея Иоанна Мейендорфа, посвященной варлаамитско-паламитской полемике : «Замуж, дура! Немедленно замуж!..»

Поэтому, в только что разразившемся (очередном) скандале с «недостойным поведением» о. Андрея Ткачёва, я спокойно воспринимаю ту долю иронию священника, которую его страстные хулители и оппоненты сейчас пытаются возвести в ранг «неуважения и издевательства над прихожанкой».

Краткое содержание скандала: отвечая на вопрос, присланный по интернету неизвестной читательницей, что делать, если после исповеди, она вдруг вспомнила, что не все прегрешения перечислила, осталась ещё пара-тройка, а причащаться уже завтра утром — бежать снова к батюшке, или рискнуть и причаститься с недосказанным?.. — о.Андрей позволил себе уничижительную иронию, порекомендовав женщине приковать себя к батюшке цепью, чтоб завсегда был под рукой, если вдруг вспомнится ещё какой не озвученный вовремя грех.

Я не стану расписывать здесь, что началось и каким кадилом замахала перед «недостойным поведением священника» та самая активная часть интернет-сообщества, которая всего пару недель до этого трясла Уголовным кодексом перед главредом одного детского журнала, посмевшего признаться, что он не падает в обморок от слова «шлепок». Главреда тогда обвинили в «пропаганде насилия над детьми», а выпускаемый им отличный детский журнал потребовали закрыть навеки — петиции и воззвания до сих пор гуляют по сети, тычась в гости к вам.

Священника о.Андрея уже успели с прискорбием осудить многочисленные собратья по сану и трезво откритиковать серьёзные публицисты, не говоря уже о той категории интернет-пользователей, которых трюфелями не корми, но дай поборцевать против удачно оплошавшего «опиума для народа».

Ни в коей мере не желая выносить оценочное суждение о выбранном о.Андреем методе ответа на вопросы прихожан, я только хочу обратить ваше внимание на не очевидную, но крепко закрученную связь между этими двумя случаями, которые, при ещё более близком рассмотрении покажутся звеньями одной постоянно удлиняющейся цепи.

Оглянитесь на недавние события, с людьми очень разными, но представляющими очень похожие мировоззрения: отдельные эпизоды, реплики и даже интонации, где-то грубо вырванные, где-то мастерски вырезанные маникюрными ножницами из удачно сложившегося контекста перефокусируются в нужной конъюнктуре и выстреливаются шрапнелью по средствам массовой коммуникации, для поддержания и наращивания однозначно негативного отношения к представляемым этими людьми категориям — чиновники, депутаты, журналисты, священнослужители.

Просто оглянитесь, внимательно изучите все недавно прогремевшие, быстро разоблачённые, но уже успевшие причинить зло фейки из не существующих «изречений» и домысливаемых «намерений» и сделайте ваши собственные выводы.

Если случайность повторяется с навязчивой регулярностью, значит, речь идёт о системе. А любую систему всегда следует пристально изучить, дабы иметь представление о её целях и возможностях.

Свой собственный вывод из происходящего я оставлю здесь: под неумолимо растущее торжество ханжества и демагогии из мира, вместе с иронией, юмором и другими средствами оттачивания человеческого разума и чувств, изгоняются основные библейские истины, спешно и грубо заменяемые либеральствующим фарисейством.


Фарисейство это укрепляет свои позиции, под артобстрел воинственной «политкорректи» и будет в прах разносить каждого, кто посмеет отстаивать укрепляющие иммунитет «прививки», называя вещи своими именами, даже если это причиняет ощутимые неудобства.

Сколько слов ни говори, а закалённый в бою послушно не сляжет от сквозняка. И это кому-то очень не нравится.

 

АВТОР
Елена Кондратьева-Сальгеро
Главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ».

Автор
Елена Кондратьева-Сальгеро
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе