Владимир ПEНЬКОВ: «Мы бережем человечество»

Главный ветеринар региона отмечает, что много лет на качество сельхозпродукции не было ни одной жалобы


 Взглянув на страницу объявлений в свежем номере журнала «Ярославская нива», можно испытать нечто вроде культурного шока. В Рыбинском, Большесельском, Даниловском, Любимском, Некрасовском, Ростовском, Тутаевском и Ярославском районах – всюду нужны ветеринары.


Есть предприятия, где предлагают зарплату 19 тысяч рублей, а специалисты не идут! Что случилось? Или денег мало? Или перевелись на Руси ветеринары? Задать эти вопросы мы решили главному ветеринарному инспектору области Владимиру Пенькову.


– Владимир Вячеславович, наша область всегда была животноводческой. Ветеринарии у нас должно придаваться особое значение, а кому много дано, с того много и спросится. Какими достижениями гордится ветеринарная служба Ярославской области?


– Отвечу крылатой фразой основоположника ветеринарной службы Сергея Евсеенко: «Человеческая медицина сохраняет человека, ветеринарная медицина сберегает человечество». В чем первый долг ветеринара-профессионала на государственной службе? В сохранении эпизоотического благополучия в области. Мы должны не допускать распространения особо опасных, общих для человека и животных, заболеваний. Сибирской язвы на Ярославской земле нет уже 22 года, ящура – 24 и бруцеллеза – более 30 лет.


– Какую именно работу проводите?


– Раскладываем корм с вакциной в лесах, вдоль железных дорог, вокруг свалок. Неустанно разъясняем людям, что надо вакцинировать домашних кошек и собак. Понимают, до 15 тысяч в год приводят.


– Бесплатно?


– На государственных ветеринарных станциях есть бесплатные дни. В остальные берем плату за шприц и труд, а вакцина – безвозмездно. И разъясняем, как уберечься от бешенства. Твердо помните: дикому животному в населенном пункте делать нечего. Лиса идет по улице – значит не все у нее в порядке. За домашними животными тоже нужно внимательно наблюдать. Кошка нервничает непонятно почему, собака пытается еду проглотить и не может – есть вероятность, что ночью приходило зараженное животное, поцапались, мог ваш любимец заразиться.


– А как обстоят дела с контролем за качеством сельхозпродукции?


– За много лет ни одной жалобы, я уж не говорю – отравления. Мясо, молоко, все, что на рынке продают нефабричного производства, проверяем. На всех базах наши представители смотрят документы, маркировку продукции, ее качество. Работы хватает: только в этом году более 2 тысяч голов племенного молодняка крупного рогатого скота в область ввезли, а еще овцы были, свиньи. Здесь подход серьезный – в страну, откуда ввозится животное, обязательно выезжает наш специалист. Там у них на специальной площадке месяц карантина выдерживается, а наш работник контролирует диагностические исследования. По прибытии – опять месяц карантина, двойной контроль.


– А угроза заноса африканской свиной чумы этим летом? Кстати, как справились?


– Не будем путать понятия. Мы говорили о заболеваниях, опасных для человека, а африканской чумой люди не болеют. «Справились» – громко сказано. Испания и Португалия 40 лет от этой инфекции не могли избавиться. Сейчас Россию постигла та же участь. Особые меры принимали, не допустили заноса этим летом. Но действовать надо было жестче на федеральном уровне и раньше, когда все только начиналось в Северокавказском и Южном округах. Опоздали, и теперь эта история надолго. Летние тревоги не закончились: недавно под Ростовом-на-Дону опять инфекцию занесли на свинокомплекс, 9 тыс. голов сжечь придется. В позапрошлый понедельник в Курске два случая, там пищеотходы с овощного рынка не сварили. То ли на колесах с юга заразу занесли, то ли кусок шкурки от сала в отходы кинули: на, свинья, ешь. И все. Угроза заноса есть и сейчас. И главной ее причиной, как ни обидно это сознавать, остается предприниматель. Есть такие: готовы что угодно окольными путями привезти, лишь бы прибыль получить.


– А законодательство вас устраивает?


– Не во всем. Закон «О ветеринарии» появился в 1993 году, тогда и бизнеса толкового не было. С тех пор многое изменилось, а закон все тот же, без единой поправки. Он ориентирован на работу с большими предприятиями, а не с предпринимателями. Представьте, сколько возникает трудностей! Бизнесмены зачастую воспринимают ветеринаров как людей, возводящих искусственные препоны на пути их бизнеса. А мы всего лишь требуем исполнения законов.


– Почему в хозяйствах так велика потребность в ветеринарах?


– В Госветслужбе кадров хватает. А на некоторых предприятиях специалистов недостает. Виноват, по-моему, все тот же человеческий фактор – руководители отсылают данные о потребности в специалистах в департамент АПК… И больше ничего делать не хотят. Костромская и Ивановская академии проводят ярмарку вакансий, мы даем туда списки. Я езжу в Иваново каждый год, рассказываю выпускникам про Ярославскую область. Перед поездкой обзваниваю всех нуждающихся в ветеринарах, зову с собой – никто не едет. А ведь нужно рассказать о предприятии, заинтересовать – на блюдечке специалистов сегодня никому не подносят. Руководитель «Вощажникова» съездил со мной в апреле – теперь есть у него специалист. Заметьте: заинтересовались пятеро, приезжали трое, остался один. Сегодня, узнав про зарплату 12 тысяч, студенты посмеиваются: мы себе цену знаем! Аграрий должен искать ветеринара активно или не найдет.


– Что вам больше всего мешает в работе?


– Недостаток порядка в структуре ветслужбы. Она должна стать единой. После того как в 2003 году ликвидировали Федеральную ветслужбу, а потом в 2005 году создали Россельхознадзор, «забыли» разграничить полномочия между ним и областной ветслужбой. Началось дублирование функций. Сейчас обстановка нормализовалась, а в нашей области с самого начала было все хорошо, но это не меняет сути дела. Единство и порядок – вот что помогло бы нам работать лучше.

Из истории


В 2007 году Ярославская государственная ветеринарная служба отметила свое 110-летие. Приказ о создании самостоятельного ветеринарного отделения Ярославского губернского правления от 20 августа 1887 года и назначении его руководителем коллежского советника Н.Молявина был найден в архивах по инициативе ярославских ветеринаров.

Деньги


Молодой специалист-ветеринар, выпускник профильного вуза 2011 года, получает 150000 рублей «подъемных» и еще 50000 – через 3 года работы. Для выпускников средних профессиональных учебных заведений соответственно – 70000 и 50000.

Справка «ЯР»


В этом году ученые из Россельхозакадемии обратились к Патриарху РПЦ. Владыка Кирилл издал указ, где говорилось: «День памяти святых мучеников Фрола и Лавра благословляем считать церковным праздником ветеринаров на всей канонической территории Русской православной церкви». З1 августа 2011 года ярославские ветеринары впервые торжественно отметили в Тутаеве свой праздник и приняли участие в богослужении в память святых Фрола и Лавра, считавшихся на Руси покровителями домашнего скота.


Автор Алексей Вавилов


"Ярославский Регион"


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе