Виктор Волончунас: «Настало время конкретных дел»

Празднование тысячелетия Ярославля сегодня не особенно занимает умы среднестатистического ярославца – на фоне бурь, происходящих в экономике, есть у него заботы и поважнее. Но это вовсе не значит, что через два года, когда нашему городу придёт время отмечать самую круглую дату в истории, общество останется безучастным к факту юбилея. Именно поэтому сегодня городские власти находятся в «повышенном тонусе». Но при этом стараются избегать «аврального» режима – юбилей должен оставаться в памяти народной ярким праздником. Поэтому в разговоре с корреспондентом «Северного края» мэр Ярославля Виктор Владимирович Волончунас был подробен и весьма откровенен, в том числе в ответах на довольно острые вопросы.

– Виктор Владимирович, в начале октября состоялось заседание государственной комиссии под председательством президента нашей страны Дмитрия Медведева по подготовке к тысячелетию Ярославля. Как члены комиссии оценили ход подготовки к юбилею? Успеваем ли мы выполнить всё намеченное с учётом того, что в экономике сегодня не всё так тихо и гладко, как хотелось бы?

 



– Я бы прежде всего хотел подчеркнуть значимость самого факта участия президента в работе комиссии. Уже в этом есть определённые и весьма твёрдые гарантии того, что подготовка к празднику будет проходить в соответствии с ранее утверждённым планом. Что же касается изменения финансовой обстановки в стране, то она пока не внесла корректив в наши расчёты. Заслушав доклад губернатора, где в том числе была сформулирована и необходимость получения дополнительных средств на проведение работ, в частности, по сохранению исторического наследия, культурного развития, инфраструктурного совершенствования города Ярославля, президент дал соответствующие распоряжения. Первого октября подписано постановление председателя правительства Владимира Владимировича Путина, что само по себе является довольно существенной гарантией получения тех самых нескольких миллиардов рублей, которые предназначены в первую очередь на окончание строительства и ввод в строй перинатального центра, расселение аварийного жилья, реконструкцию стадиона «Шинник», строительство планетария и ремонт городского цирка, берегоукрепление Волги, реконструкцию и ремонт дорог в городе и т. д.

– Реконструкция улиц – дело, безусловно, нужное. Но позволит ли она до юбилея хотя бы ослабить ту напряжённость, которая чуть ли не ежедневно возникает в городе? Мы уже сегодня стоим в пробках почище Москвы, а крупные проекты вроде Карабулинской развязки всё ещё находятся в отдалённой перспективе.

– Дело в том, что за Карабулинскую развязку невозможно взяться раньше, чем мы закончим строительство подъездных путей транспортного узла вокруг Юбилейного моста через Волгу. Но потенциал увеличения пропускной способности улиц у Ярославля есть. Это в первую очередь ликвидация трамвайных путей на улицах Чкалова и Большой Октябрьской. Здесь появляются по две дополнительные полосы в каждом направлении. Это позволяет также решить и некоторые проблемы общественного пассажирского транспорта. К примеру, заменить шумный трамвай на быстрый, экологически чистый и тихий троллейбус. Кстати, появится возможность связать одним троллейбусным маршрутом Московский и Главный железнодорожные вокзалы.

Но я бы хотел обратить внимание читателей ещё на один важный аспект транспортного состояния города – уровень личной ответственности водителей за движение на наших улицах. Ни для кого не секрет, что интенсивность движения (особенно в час пик) в Ярославле возросла многократно. Но при этом уровень культуры вождения не только не вырос пропорционально – он ещё и понизился. Концентрация внимания за рулём у некоторых водителей давно зашкаливает в область отрицательных отметок. Во время движения чуть ли не треть из них умудряется разговаривать по телефону. А что такое даже секундная потеря внимания за рулём? Лёгкое столкновение – и Московский проспект останавливается на час-полтора. При таком отношении к себе и к окружающим можно и десятиполосную трассу остановить.

– Если вернуться к общественному транспорту… Вы говорите о ликвидации трамвая как об одном из способов решения надвигающегося на город «пробочного» коллапса. Между тем ещё в начале нынешнего года довольно широко освещалась идея создания в Ярославле монорельсового трамвая. И уже тогда она выглядела скорее имиджевой нежели собственно транспортной.

– По существу она таковой и была. Этот весьма красивый проект целиком осуществлялся на средства инвесторов. В связи с тем, что сегодня по причинам мирового финансового кризиса активность инвесторов значительно снизилась, монорельсовый трамвай нам пустить не удастся. Потеря небольшая – на фоне тех задач, которые предстоит решить. Конечно, сейчас западные инвесторы стремятся не столько приумножить свои капиталы, сколько сохранить. Но если в этой ситуации мы поступимся только монорельсовым трамваем, а все остальные инвестиции сохраним, то можно будет считать, что в части празднования юбилея все финансовые бури прошли мимо нас. Но по некоторым проектам нужно сегодня принимать решения с особой осторожностью, чтобы не остаться в разгар юбилея посреди строительной площадки.

– Улицы – не только проезжая часть, но и тротуары. Их состояние навевает самые противоречивые чувства. Плитка соседствует с уже изрядно порушенным асфальтом, монументальные гранитные бордюры – с бетоном прошлого века… В результате по многим нашим улицам можно ходить только глядя под ноги. А тут ещё и многочисленные крылечки, появляющиеся по мере того, как жилые помещения переводятся в коммерческие и становятся объектами малого бизнеса и «отъедающие» опять-таки тротуарную площадь…

– Тротуары будут модифицироваться с учётом удобства прохожих. То есть в тех местах, где уместнее плитка, будет выложена плитка. Конечно, все тротуары мы плиткой не закроем – где-то придётся делать и асфальтовые тротуары, но и в этом случае они будут прежде всего удобны пешеходам. «Мозаику», о которой вы говорите, постараемся устранить. А что касается крылечек… Но почему, когда наш человек видит нечто подобное, допустим в Париже, его это не раздражает, а скорее умиляет? Да потому, что хозяин заведения, это препятствие воздвигнувший, берёт на себя заботу о пешеходах и в этом месте создаёт удобства и пешеходам. Мы постараемся в процессе модернизации улиц сделать то же самое. Важно ещё и улицы расширить, чтобы уже тротуар не мешал проезду автотранспорта. Но об этом мы, кстати, уже поговорили.

– Хорошо, допустим, по городу можно будет ездить и ходить не спотыкаясь. Но помимо транспортного коллапса в городе нарастают и явления коллапса рекламного. Теперь горожанину нужно не только смотреть под ноги, чтобы не споткнуться, и не только по сторонам, чтобы не попасть под машину. Сверху, оказывается, тоже может прихлопнуть рекламным щитом. В этой сфере будет наведён порядок?

– Да, сегодня создана комиссия, которая будет жёстко относиться к нарушениям правил размещения рекламы – вплоть до демонтажа конструкций, являющихся потенциально опасными. Возглавит эту комиссию мой заместитель Сергей Николаевич Ястребов. Но я хотел бы особо подчеркнуть: борьбы с рекламой как таковой в Ярославле не будет, её необходимо упорядочить. Если в городе нет рекламы, это значит, что настоящая жизнь в нём или не начиналась, или уже угасла. Скажу больше: профессионально сделанная реклама является украшением современного городского ландшафта. Почему, к примеру, никого не раздражает наружная реклама в Нью-Йорке или Париже? Да потому, что она профессионально сделана и грамотно размещена. Уберите её из этих городов – получите кучу серых коробок.

– Украшением города должен стать концертный зал, который предполагается построить неподалёку от военно-финансовой академии. Возникает серьёзное опасение: есть ли у нас достаточный потенциал, чтобы заполнять его достаточно часто и регулярно? Всё-таки – полторы тысячи мест, а «Скорпионс» приезжает в Россию не каждый день.

– Речь как раз не о «Скорпионсах» – для них есть УКСК «Арена-2000 Локомотив». Речь о том, что отсутствие в Ярославле полноценного концертного зала делает наш почти семисоттысячный город попросту ущербным. Что такое шестьсот мест в филармонии? Даже девятисот во Дворце культуры имени Добрынина после его реконструкции и то не хватит. Больше скажу: на хорошую постановку, к примеру, известной оперетты в имеющиеся залы попадут далеко не все желающие. Поэтому в ценности подарка президента (а цена вопроса ни много ни мало – 2 миллиарда рублей) я не сомневаюсь ни в малейшей степени.

– Позвольте слегка спуститься с музыкальных вершин на обычную землю. В Ярославле немалую площадь занимает так называемый «частный сектор». Неблагоустроенные дома есть практически в каждом районе города. Их население как-то почувствует приближение юбилея в смысле изменения жизненных условий?

– Честно скажу, что многие наши действия по благоустройству частного сектора в ближайшей перспективе улучшают жизнь людей, а в отдалённой – создают ещё большие проблемы. К примеру, мы проводим водопровод и газ, не имея возможности создать в частном секторе полноценную систему канализации. Практически весь частный сектор – в зоне подтопления. Сегодня это только архитектурная проблема, а завтра может и в санитарно-эпидемиологическом аспекте аукнуться. А корни проблемы – в середине восьмидесятых годов прошлого века, когда градостроительная концепция предполагала развитие в основном государственного благоустроенного общественного жилого сектора. Требуются время и деньги, чтобы исправить ситуацию.

– Многих читателей «Северного края» серьёзно волнует известие о новой сетевой компании, предварительный договор о создании которой на днях подписали мэрия Ярославля и ТГК-2.

– Да, создаётся новая общегородская теплосетевая компания, участниками которой будут мэрия Ярославля, ОАО «ТГК-2» и ОАО «Яргортеплоэнерго». Основная задача новой компании – концентрация в одной организации работ по содержанию и ремонту тепловых сетей.

До настоящего времени в городе применялся усреднённый тариф на теплоснабжение через МУП «Яргорэнергосбыт», которое покупало теплоэнергию у производителей, транспортировало её до многоквартирных домов. С января 2009 года жители каждого дома будут оплачивать услуги по отоплению и горячему водоснабжению по тарифу той ресурсопроизводящей организации, от которой «запитан» тот или иной дом. Сразу хочу подчеркнуть, что горожане в материальном плане не пострадают от создания компании. В городе плата граждан отрегулирована предельными индексами роста стоимости коммунальных услуг на очередной финансовый год. Жителям, у которых плата за коммунальные услуги превысит данные индексы, будет оказываться дополнительная социальная защита из средств городского бюджета – на эти цели в бюджете предусматривается 150 миллионов рублей.

– У нас речь постоянно идёт о городских властях. Но это не только мэрия, но и муниципалитет. А он по результатам недавних выборов обновился почти наполовину. Насколько новым депутатам городской законодательной власти реально быстро войти в курс дела? Надо полагать, те же вопросы бюджета в нашей ситуации отлагательств просто не терпят?

– Я очень удовлетворён тем, что выборы в муниципалитет состоялись во всех 36 округах. Двадцать пять депутатов представляют партию «Единая Россия», что, в общем, было запланировано руководством партии. У «Единой России» есть большинство в муниципалитете. Восемнадцать человек (это ровно половина городской представительной власти) из старого состава муниципалитета прошло в новый состав, и только четверо не сумели выиграть борьбу в своих округах. То есть такая преемственность позволяет надеяться, что новый созыв депутатов начнёт работу быстро и эффективно. Что же до негативных моментов, то сами выборы шли с избыточным применением «грязных» технологий, что не может не удручать.

– Каков же, по-вашему, выход из этой ситуации?

– Проведение выборов по партийным спискам.

– А не будет ли это идти несколько вразрез с конституционно обозначенным правом каждого россиянина избираться и быть избранным?

– Вопрос в том, как трактовать это право. Возьмите сегодняшний состав муниципалитета, состоящего только из депутатов от партии «Единая Россия» и самовыдвиженцев. Впервые нет ни одного представителя от КПРФ или ЛДПР. Не секрет, что предвыборные программы некоторых кандидатов страдали отсутствием стратегического подхода к решению городских вопросов, а проще говоря, громкими, ни к чему не обязывающими лозунгами. Партийные выборы хороши хотя бы тем, что в округах разворачивается равная борьба.

Работа в муниципалитете иногда проходит в серьёзных спорах, которые дают положительные результаты лишь в том случае, если эти дискуссии носят принципиальный, конструктивный характер, а не преследуют цель «себя показать», когда, извините, непонятно, в чём её, оппозиции, смысл деятельности. Я очень надеюсь, что муниципалитет пятого созыва быстро «войдёт в курс дела» и начнёт плодотворно работать на благо города и горожан. У нас нет ни времени, ни возможности вести пустопорожние разговоры. Если мы это допустим, люди, жители города нас просто не поймут и не простят этого. Настало время конкретных дел, конкретной созидательной работы.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе