Учитель принял ученическую смерть

Школьник убил преподавателя за “двойки”?

Жители крохотного села Княвичи в Брянской области в шоке — десять дней назад под мостом нашли труп учителя математики. Спустя день сотрудники Следственного комитета при прокуратуре по Брянской области задержали подозреваемого: им оказался ученик единственной в поселке школы. “Он мне “двойки” ставил и угрожал, что я школу не закончу!” — объяснил девятиклассник на допросе. “Да какие там “двойки”, Мишка и в школу-то не заглядывал! — в один голос возмущаются односельчане. — Ограбить решил: на учительские копейки покусился. И ладно бы чужой пацан. Но ведь Валерий Иванович два года пытался ему хоть какие-то знания дать…” 

“МК” уже рассказывал об этом случае. Наш репортер выяснил, что могло заставить подростка поднять руку на 55-летнего педагога. 

Река Добротовка “разрезает” село Княвичи на две части. На одном берегу — провинциальная цивилизация: магазин, школа, дом культуры. На другом — заросли борщевика да несколько заколоченных изб. Среди этих “мумий-сарайчиков” и затесался скособоченный сруб учителя: такой же несчастный, как и сам убитый преподаватель. “Валерка и ходил-то по селу, еле ноги передвигая, — вспоминают односельчане. — По полчаса до школы добирался”.

Да и этот дом тоже был не его: “За 200 рублей учитель этот угол у местного дачника снимал, — дополнит потом картину участковый. — Может, не мог что-то приличнее себе позволить. А может, тишины хотел, уединения”.

Хотел припугнуть, а вместо этого — убил 

От остановки автобуса до домишки учителя — двадцать минут пешком. Быстрее зимой не дойдешь — ноги по щиколотку увязают в снегу. Этим, уже привычным маршрутом и возвращался домой 11 февраля из райцентра преподаватель. На часах было всего шесть вечера: для города — час пик, для провинции — почти ночь. По пути забрел в магазин — купить булку, банку консервов и молока. “Он всегда покупал этот продуктовый набор, — вспоминает продавщица. — Говорил: консервы на ужин, а молоком с хлебом можно сытно позавтракать”.

В девятилетней Княвичской школе всего 13 учеников. Но и у этих ребят в аттестате должны стоять оценки по всем предметам. А тут учитель математики 12 февраля утром возьми да и не приди на работу. “Странно, — подумали коллеги, — он всегда с восьми уже в школе сидел. Может, заболел?” Навестить преподавателя отправили школьного завхоза.

— Когда мужчина проходил по мосту через реку, заметил следы на снегу: будто что-то тяжелое волочили, а потом сбросили в воду. Сквозь слой снега просматривались бурые пятна. Перегнувшись через мост, завхоз увидел труп учителя математики, — объясняет “МК” следователь Почепского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Брянской области Владислав Бадудин. — На затылке убитого были обнаружены три рубленые раны, нанесенные тупым предметом.

У трех сотен жителей Княвичей, где самым страшным нарушением закона вот уже восемь лет считалось самогоноварение, убийство Валерия Смеянова вызвало настоящий шок. Вместе со следователями народ пошел по соседям: разузнать, кто что видел. Один из местных парней рассказал, что в тот вечер ему позвонил Мишка — один из княвичских трудных подростков — и попросил подбросить его на машине до Брянска. Предлагал большие деньги — 250 рублей.

— Нам это показалось подозрительным, ведь денег у девятиклассника отродясь не было: семья живет очень бедно. Причем, по словам свидетеля, он был очень взволнован, торопился, — объясняет “МК” следователь.

На следующий день девятиклассника задержали в квартире сестры в Брянске. Молодой человек во всем сознался. Вот только причина убийства не укладывалась в голове даже у оперативников:

— Юноша сказал, что учитель периодически относился к нему более предвзято, чем к другим ученикам. Обещал оставить на второй год, не допустить до экзаменов.

Правда, на допросе подросток объяснил следователям, что не хотел убивать учителя: “Я просто хотел его припугнуть”.

Взяв из дома монтировку, Михаил отправился к автобусной остановке. Школьник крался за педагогом до тех пор, пока они не достигли моста, потом ударил его по затылку. От первого удара мужчина упал. Как только попопытался подняться, подросток нанес второй удар. Потом вытащил из кармана жертвы 300 рублей, столкнул тело с моста и присыпал кровавые пятна снегом.

Девятиклассник жил в долг? 

— Да какие там “двойки”! Загляните в журнал: у ребенка стояла всего одна “пара”. И совсем не по математике — по другому предмету. По всем остальным дисциплинам ему ставили “тройки”, — в пух и прах разбивает объяснения подростка начальник отдела образования Жирятинского района Вероника Зарезова. — Семья у него неблагополучная, выпивают, денег дома никогда не было. А в этом году мальчишка начал ездить в Брянск — там и ночные клубы, и одежда красивая, и девушки с амбициями. Вот только денег на городскую жизнь не хватало.

Но молодой человек всеми силами пытался найти способ заработать. Сначала клянчил у родителей, но те больше полтинника в неделю подкинуть не могли. Тогда пошел предлагать свои “руки” соседям.

— За день до этого мы с Валеркой сидели у меня дома. Постучался этот Мишка, говорит: “Дед, давай я тебе дров напилю, у меня есть бензопила”, — вспоминает один из друзей убитого Николай Костиков. — Я ему сказал, чтоб приходил в другой раз — сам без копейки в кармане сижу. “Нет, говорит, мне сейчас нужны”. А на следующий день Валерку под мостом-то и нашли.

Впрочем, математик и до этого намекал другу, что девятиклассник живет в Брянске за его счет.

— Однажды сказал, что у него из дома пропали 700 рублей. “Ну ты, надеюсь, на меня не думаешь?”. — “Нет, это мой ученик, он накануне ко мне заходил”, — вспоминает беседу с убитым Николай Иванович. — А теперь еще и слухи по селу пошли, якобы, отыскали Валеркину тетрадку, где записано, что учитель одалживал этому парню деньги.

“Сына сгубила цаца…” 

— Вы на мое лицо поглядите — все опухло. Слезы не проходят с того момента, как увидела его в здании прокуратуры: сижу реву на скамеечке, а он проходит мимо… и улыбается… — мать девятиклассника Зинаида Федоровна пускает в воздух облака папиросного дыма, смешанные с прогорклым запахом перегара. Мать до сих пор верит: если бы сын доучился девять классов, получил аттестат, все бы пошло по-другому: работа, дом, семья.

— Он у меня на голову умный, все на лету схватывает. Хотел на шофера после школы пойти учиться. Так ведь прогуливать стал: после новогодних каникул две недели у сестры прожил. Я уж и на коленях стояла, просила: сынок, отучись девять классов. А все без толку.

В районе, как признается мать, даже была идея отдать ее неблагонадежного сына в школу-интернат для трудных подростков. “Я уже и заявление подписала, да директриса отговорила. А я, дура, и повелась. Может, там бы его уму-разуму научили”.

У матери одна версия поступка: сгубила его сына цаца из Брянска, с которой подросток начал встречаться в этом году. Поддерживает мамину версию и одна из старших сестер мальчика.

— Мишка мне часто рассказывал, что эта девушка у друзей деньги занимала: ну там на косметику, одежду. Недавно заняла три тысячи, а отдавать нечем. А брат мой — мальчик безотказный. Может, он ей хотел помочь, любил он ее, — предполагает Светлана.

Впрочем, ни родителям, ни сестре Миша о происшедшем не рассказал. А прямо с места преступления оправился к брянской зазнобе.

— Подозреваемый залез в общежитие, где проживала девушка, по одеялу, — пересказывает фабулу того вечера следователь. — А его подруга на допросе призналась, что увидела на руке у парня кровь. “Обрезался”, — отговорился Михаил.

Вел он в тот вечер себя как обычно: улыбался, шутил. Наутро, как обычно, отправился к сестре. Светлана даже не удивилась:

— Он сказал, что его от занятий освободили, потому что у него болел желудок.

“Родителей нужно посадить!” 

— Ой, жалко дитенка, жалко! — причитает заведующая местным ДК Валентина Медведкова. — Ведь какой хороший парень был. На Новый год у меня три года подряд роль Деда Мороза играл. Да так вживался в образ, что все детишки верили. А как стихи читал! А как Сердючку пародировал…

Валентина Николаевна — одна из немногих на селе, кто на суде хочет выступать в защиту девятиклассника. Она уверена: мальчик он хороший, только вот пошел по ложному пути.

— Это нужно родителей посадить: жизнь детенку сгубили. Наплевать им было на него. Я, к примеру, и в этом году дала ему главную роль Деда Мороза. Он репетировал-репетировал, а потом пропал. Я пошла к родителям: “Где Миша? У меня спектакль срывается”. А мать и отвечает: “Не знаю, в Брянск уехал, не ждите”. Ну разве можно так наплевать на собственного сына?

В слухи о том, что ее юное дарование и раньше добывало пропитание не совсем честным путем, она отказывается верить напрочь.

— Нам как-то нужно было полы покрасить в ДК, так он ходил по селу, деньги собирал. И все до копеечки мне принес. Да и с парнем он с одним здесь дружил: у того дома и деньги были, и золото мать оставляла на видном месте. Ничего же не украл.

“Валера вообще “двоек” не ставил…” 

Хоронили Валерия Смеянова на деньги районного отдела образования — при обыске в доме учителя не нашли ни копейки.

— Даже и не знаю, как теперь его первым ученикам о случившемся рассказать. Они же на каждый День учителя ему звонят, поздравляют, — недоумевает единственная родственница убитого, сестра, Валентина Бренчукова.

Слова следователя “вашего брата нашли мертвым” до сих пор стоят в голове у пожилой женщины. Но в то, что это сделал его ученик, она не может поверить и сейчас:

— Мы с соседкой тогда подумали: наверное, бомжи или пьяницы. В деревнях разный люд ошивается. А когда приехали учителя из школы да рассказали, что это сделал его ученик, меня чуть удар не хватил. Он же 25 лет отработал в сельских школах: в город его пряником было не заманить. Говорил: “Сельские дети лучше городских, попроще и послушнее”.
Валерий Иванович сначала учил решать тригонометрические уравнения детишек в Казахстане. Потом вся семья перебралась в Брянскую область.

— Он только учителем и мог работать. Приедет и с утра до ночи сидит да выписывает себе разные задачки. “Это ребятам для расширения кругозора”, — пояснял мне. Постоянно туда-сюда сумку с книжками таскал: только чтобы для ребят что-нибудь новенькое вычитать.

В версию, что родного брата убили из-за оценок, Валентина Ивановна не верит так же, как и все остальные. “Он вообще “двоек” не ставил. Всегда говорил: поставлю “тройку”, а дальше — уж личное дело каждого ученика. Говорил: у меня два человека в классе, как же я ему “двойку” поставлю, скажут, не научил”.

— Ну а если хотел ограбить, зачем же тогда убивать? — недоумевает сестра. — Он у нас такой спокойный был: подойди, цыкни на него, он деньги и сам отдаст.

В минувшую среду девятикласснику было предъявлено обвинение по ст.105 ч. 1 УК РФ — за убийство учителя как несовершеннолетнему Михаилу грозит до десяти лет лишения свободы. А днем раньше на адрес единственной родственницы Валерия Ивановича пришло письмо из Пенсионного фонда — за 25 лет стажа учителю назначали повышенную пенсию. “Он ее целый год добивался, а не дожил всего-то несколько дней!” — всхлипывает сестра убитого математика.

Учителя под прицелом 

В России ученики покушаются на жизнь своих педагогов с пугающим постоянством. Причем почти всегда мотив преступления просто не укладывается в голове: “Она отругала меня, поставила “двойку”, не допустила до экзамена”.

Последний шокирующий случай произошел в Иркутске в мае 2007-го. Тогда один их учеников 11-го класса школы №57 нанес своей учительнице по физике Ларисе Фисенко шесть ножевых ранений. Мальчик подстерег женщину у подъезда ее дома и предложил поставить ему годовую “тройку”. Получив отказ, достал нож. Спасти учительницу удалось с большим трудом.

Двумя годами раньше ужасающая трагедия произошла в Алтайском крае в Озерской школе-интернате для слабослышащих детей. Во время урока биологии у восьмиклассников, который педагог Татьяна Эртель проводила на природе, один из учеников — 16-летний Руслан Гафурбаев — разбежался и изо всей силы ударил женщину ножом в спину. Учительница была жива и кричала: “Не убивай, мне еще внучек надо поднять!” — но мальчик нанес ей еще четыре ранения. Потом убийца припугнул своих одноклассников и заставил их молчать. Во время допроса один из ребят раскрыл причину убийства: “Она отругала Руслана за то, что тот курит, он обиделся и достал нож”.

В 2002 году чудовищная расправа над 26-летним учителем истории в поселке Ерал Челябинской области потрясла всю Россию. Девятиклассники нанести своему педагогу 75 ножевых ранений, перерезали горло, тело обложили конспектами и подожгли. Мотивом к убийству оперативники тогда назвали отчисление из школы одного из зачинщиков расправы.

Анастасия Гнединская, Брянская обл. — Москва

Московский комсомолец
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе