Убрать коротышку

Незнайка, символ России на ЭКСПО-2010 в Шанхае, снова под огнем критики. К нему на помощь спешат Смешарики 

Лю Пэй, китаянка из провинции Ганьсу, 23 июля на несколько минут почувствовала себя звездой. Как только эта среднего возраста сотрудница банка с тряпичной сумкой в руке вошла в российский павильон всемирной выставки ЭКСПО-2010, ее сразу стали поздравлять, фотографировать и вручать цветы. Лю Пэй оказалась трехмиллионной посетительницей павильона «Россия». «Я специально приехала на ЭКСПО в Шанхай и отстояла большую очередь, чтобы попасть в павильон России—великой страны, к которой китайцы испытывают особое отношение»,—цитирует слова Лю Пэй российское иновещание. Она говорит, что павильон России—«один из самых значительных и больших» и стоит отстоять очередь, «чтобы увидеть, как тут у вас красиво». 

Слова Лю Пэй—бальзам на раны тех, кто имеет отношение к разработке идеи павильона России. В книге отзывов есть и другие похвальные отзывы, но российских чиновников это не впечатлило. Спустя несколько месяцев после открытия выставки начинка выставочного зала—декорации на тему Солнечного и Цветочного городов из сказок Николая Носова про Незнайку и его друзей—их разочаровала. Дело в том, что 28 сентября павильон с гигантскими ягодами и грибами должен посетить президент Дмитрий Медведев. Президент будет рассказывать про модернизацию и инновации, и павильон решено переделать: вместо Цветочного города популяризировать инноград Сколково, вместо ягод—инновационные проекты «Газпрома». 


Всемирные выставки проводятся уже полтораста лет, и если в прошлом и позапрошлом веках это были выставки достижений (в разные годы именно на выставках мир впервые увидел кетчуп, телефон, дизель, цветное фото и статую «Рабочий и колхозница»), то теперь это скорее презентация идей и концепций, объединенных одной темой. На этот раз тема была сформулирована как «Better city. Better Life», то есть «Лучше город—лучше жизнь». 

Российский павильон—это серое строение правильной формы с хороводом белых башен, по которым крестиком «вышит» красно-золотой орнамент. Внутри павильона есть «серьезная» часть—проекты Росатома, Роснано и презентации российских регионов, и есть концептуальная—тот самый лучший город, который автор проекта сценограф Борис Краснов сделал на основе сказочных городов коротышек из книг Николая Носова про Незнайку. 

«Наша логика была такая: лучший город—город для лучших, то есть для детей, город глазами ребенка,—объясняет Краснов.—Отсюда появилась идея с историей Незнайки и Цветочным городом, где люди живут в гармонии с природой. Ну не делать же было в лоб поля-березки или Черкизон какой-нибудь». Так появился Цветочный город в ненатуральную величину—человек среднего роста тут будет чувствовать себя натуральным коротышкой. По всему второму этажу павильона посреди двухметровых грибов, земляники размером с ребенка, вьюнков, уползающих на потолок, расставлены домики, где можно посмотреть на голограммы детей, которые рассказывают про изобретения российских ученых, и все это залито дискотечно-флюоресцентным светом. 

Проект готовился полтора года и стоил миллиард рублей. «Это инвестиции в презентацию российского гостеприимства,—оправдывается замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов, курирующий выставку.—Я считаю, что мы успешно решили задачу: павильон необязательно должен прямо, в лоб, передавать набор стереотипов о стране». По словам Наумова, в оргкомитете и правда были споры по проекту концепции, но споры спорами, а павильон надо было построить в срок. К тому же это первый за последние 19 лет отдельный павильон России на ЭКСПО. 

Несмотря на цейтнот, павильон в самом деле открылся вовремя—1 мая, и с тех пор он принял почти 4 млн человек. Это не первое место среди национальных павильонов по посещаемости, но точно в первой десятке. Разработчики особенно гордятся неиссякающей очередью. Павильон посетили десяток крупных партийных функционеров Китая и лично председатель КНР товарищ Ху Цзиньтао, который похвалил работу Краснова: «Очень красиво. Люди, которые будут посещать павильон, увидят мудрость и ум русского народа». 

Зато всерьез рассердились китаисты из клуба «Осьминог», они же сотрудники Института российско-китайского стратегического взаимодействия (ИРКСВ), они же члены Клуба товарищей Военного института иностранных языков Красной Армии. «Просто тонны спама слали»,—рассказывает Newsweek один из членов российского оргкомитета. В своих письмах, часть из которых есть в распоряжении Newsweek, инициативные китаеведы утверждали, что Солнечный город—идея китайцам непонятная и ее надо заменить. И предлагали еще более мудреные композиции, например, посадить в павильоне российский зеленый кедр, растущий из желтой китайской земли, а поверх павильона водрузить икосаэдр, чтобы получилась «матрица управляющих смыслов ноосферы», символ «первородства России в озарении народов мира Светом Истины». 

Чиновники не откликнулись, но узнали из этих писем, что имя Незнайки переведено на китайский как «сяо учжи», то есть «маленький невежда», а это делает его совершенно несимпатичным для китайцев персонажем. В итоге Незнайку назвали другими иероглифами, предложенными другой, шанхайской группой китаистов—«Сюэ-Сюэ». Это реально существующее, хотя и редкое в Китае имя. Скептики, однако, не удовлетворились. «Получилась пустышка, обертка без содержания, яркий фантик, приводящий детей в восторг, взрослых в замешательство, а умудренных старцев—в недоумение»,—резюмирует Андрей Девятов из ИРКСВ. 

«Да почему же мы должны были делать китайское в Китае, что за фигня!—сердится Краснов, он тоже общался с критиками-китаистами, но компромисса они не нашли.—Это как если бы китайцы у нас нарядились в кокошники, чтобы нам понравиться. А наши ягоды китайцы фотографируют как заведенные!» 

Скандал тихо длился себе и длился, пока к критикам не присоединился президент Медведев. В рамках подготовки к поездке на ЭКСПО-2010 он распорядился предпринять «дополнительные меры по совершенствованию павильона»—иначе говоря, переделать, чтобы налицо был «потенциал страны для инновационного бизнеса» и «современные достижения российской науки и техники». 

Для этого, во-первых, он сам запишет отдельное видеообращение на 2–3 минуты, которое будут показывать в отдельном от ягод и грибов помещении выставки. Во-вторых, рядом надо крутить «емкий целеполагающий кинофильм о России». В-третьих, надо сделать презентации эмблемных для нынешней России проектов—то есть зимней Олимпиады-2014 в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке и иннограда «Сколково». Будет хорошо, если флагманы российской экономики вроде «Газпрома» покажут что-нибудь инновационное. Рассказывать обо всем этом должны качественные ньюсмейкеры уровня профильных министров, слушать—российские и китайские дети. А грибы, ягоды и другие «объекты детского творчества» предложить в подарок местным школам или Музею науки и технологий Шанхая. 

Распоряжение было подписано президентом еще в середине июля, но пока в экспозиции ничего не изменилось, и неизвестно, что именно будет изменено. «Если мы и будем что-то менять, то расскажем об этом только ближе к приезду президента, чтобы сохранить интригу,—скрытничает замминистра Наумов.—И это не будет вставной челюстью или просто стендом». Пока, по словам Наумова, принято решение о делегировании в Шанхай других анимационных знаменитостей—персонажей из сериала «Смешарики». Мультики уже переведены на китайский и осенью выйдут в телеэфир. 

Сотрудник российской делегации, находящийся сейчас в Шанхае, рассказал Newsweek, что не представляет, как можно убрать Незнайку, грибы и ягоды из экспозиции. «Это весь второй этаж павильона, месяц работ минимум. Плюс потолок [часть грибов и ягод Краснов разместил на потолке павильона.—Newsweek]». По его словам, ситуация с Незнайкой осложняется тем, что по регламенту выставки проводить серьезные строительные работы в павильоне после открытия нельзя, можно только чинить сломанные элементы экспозиции. 

Так что Незнайка скорее всего остается на посту. В этом уверен и Борис Краснов. «Сказали усилить инновационную часть экспозиции—усилим,—рапортует он.—Привезет “Газпром” инновационные проекты—я найду возможность это достойно представить. Я же все понимаю: “Газпром”—наше все, “Газпром”—национальное достояние, у меня у самого дома плита газовая».

Константин Гаазе, Мария Железнова

Русский Newsweek
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе