Татьяна БОНДАРЕВА: «Страшно смотреть детям в глаза»

Уполномоченному по правам ребенка в Ярославской области понадобятся помощники и опыт других регионов

Указ Президента РФ «Об уполномоченном по правам ребенка» вышел 2 года назад. На сегодняшний день эта должность введена уже в 60 регионах страны. С 1 февраля свой уполномоченный появился и у нас в области. Им стала бывший начальник управления по социальной и демографической политике Татьяна Бондарева.

– Татьяна Владимировна, зачем нужны уполномоченные по правам? Ведь есть масса государственных органов, которые занимаются проблемами детей и подростков.

– Этот институт необходим сегодня как никакой другой. Моей главной обязанностью на новой должности будет независимый контроль за деятельностью всех государственных и муниципальных органов власти, учреждений, отвечающих за соблюдение законодательства по правам ребенка. Сегодня эти права обозначены Семейным кодексом, Конвенцией о правах ребенка, законами «Об опеке и попечительстве», «О профилактике безнад-

зорности и правонарушений», «О гарантиях прав ребенка» и т.д. Я подчеркну: речь идет не о защите семьи или родительских прав, а только о детях.

– А если простыми словами, как выглядит работа уполномоченного?

– Спектр обязанностей очень велик, и отсюда вытекает сразу несколько направлений работы. Во-первых, прием граждан. Не реже двух раз в месяц, а может, и каждую неделю. Во-вторых, создание сайта, на котором будет выложена вся информация и куда люди смогут обращаться со своими вопросами, организация постоянной горячей телефонной линии. И конечно, проверки учреждений – детских домов, больниц, школ, детсадов. Нужно ездить в детдома, разговаривать с детьми, выяснять их проблемы.

– «Разговорить» детей, наверное, непросто?

– Очень сложно! Вот сейчас я пытаюсь посмотреть опыт других регионов, где уполномоченные уже работают. Конечно, одной мне не справиться. Я не сторонница громоздкого аппарата, но уже ясно, что не обойтись, например, без квалифицированного юриста. Ведь придется и в судебных заседаниях по гражданским делам участвовать. Нужен помощник, чтобы посещать учреждения, вести прием. В других регионах у уполномоченных есть специальные аппараты, чтобы ездить, встречаться с детьми, принимать граждан. Я пока в единственном числе. Побыстрей бы «встать на ноги», наладить обратную связь с населением, с детьми.

– Вы можете обозначить основные болевые точки, по которым будете работать?

– В области сегодня 211 тысяч детей, из них 4749 – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это самая тяжелая проблема. Сейчас в детдомах воспитываются 1200 ребятишек. Когда я ездила туда, возвращалась больная. Страшно смотреть этим детям в глаза. Я уверена: пусть и бедная семья, но с нормальными, любящими родителями для ребенка лучше самого прекрасного детдома. К сожалению, у нас не уменьшается число детей, подвергшихся жестокому обращению. Мы пишем про то, что происходит в Америке, но сколько в России таких случаев!

Еще одно важное направление работы – дети-инвалиды. В области их 3,2 тысячи, и у них есть проблемы с получением медицинской и социальной помощи, материальной поддержки. В Ярославле, например, до сих пор нет центра социальной адаптации, где дети могли бы общаться со сверстниками, заниматься со специалистами.

Наконец, еще один аспект – организация летнего отдыха детей. В недавнем послании Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что уполномоченные должны обеспечивать контроль за безопасным летним отдыхом.

– Это, видимо, связано с несчастными случаями в оздоровительных лагерях прошлым летом?

– Да, мы сидели тогда как на пороховой бочке. Но сработали хорошо, несмотря на изменения в организации и финансировании – ведь второй год уже организация летнего отдыха возложена на областной бюджет. В 2010 году на детский летний отдых область затратила более 300 миллионов рублей, мы закрыли всю потребность в загородных учреждениях. У нас работали 27 оздоровительных лагерей, 6 санаториев и около 700 лагерей дневного пребывания.

– Вернемся к вопросу о детях-сиротах. Несколько лет назад активно обсуждалась идея упразднить детдома и раздать ребят в патронатные семьи. Она не оправдала себя?

– В новом ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 2008 года патронатная семья не упоминается. Поэтому и мы сейчас с патронатными семьями не работаем, «доводим» уже созданные. Сейчас в области осталось всего 8 «патронатных» детей. Хотя, по-моему, патронатная семья – хорошая форма, и она была востребована. Вот поезжу по детдомам, посмотрю и, может быть, внесу свои предложения на этот счет.

Сейчас практикуются опека и приемные семьи. В регионе 2,3 тысячи сирот под опекой и 1100 – в приемных семьях. К сожалению, есть случаи, когда приемных детей отдают обратно. Для малышей это страшная травма. И вину за нее в первую очередь несут органы опеки и попечительства. Нужно серьезно готовить приемных родителей, люди должны понимать, что берут на себя реальную ответственность. И должны быть грамотное сопровождение приемной семьи, помощь в разрешении сложных ситуаций.

– Будете ли вы заниматься проблемой нехватки детских садов?

– Да, это основная проблема. Я уверена, что, когда начнется прием, будет очень много обращений именно по поводу детсадов. Конечно, ситуация меняется, работа идет. Но если хотя бы один малыш не сможет ходить в детский сад – это уже недопустимо. Ребенок имеет право на посещение дошкольного учреждения. Кстати, недавно мы получили письмо от уполномоченного по защите прав ребенка при Президенте РФ Павла Астахова. Он попросил губернаторов уделить особое внимание поддержке многодетных семей, предоставлению им земельных участков для улучшения жилищных условий. Будем работать.

– Каковы ваши полномочия, что вы можете реально сделать и перед кем будете отчитываться?

– Я имею право запросить любую необходимую информацию от любого органа государственной или муниципальной власти. Могу обращаться за решением проблемы к любым руководителям, вплоть до губернатора или уполномоченного по правам ребенка при президенте. Ежегодно я буду предоставлять губернатору, Думе и общественной палате доклад о результатах работы и по мере необходимости – доклады по отдельным проблемам. К сожалению, решить все вопросы невозможно, мы не перепрыгнем законодательство. Но если требования разумны и соответствуют законам, они должны быть удовлетворены. Я очень щепетильна в этом плане. Главное в моей работе – это максимально понять человека и максимально постараться помочь ребенку.

ЯР-досье

Татьяна Владимировна БОНДАРЕВА родилась 20.09.1947 года в городе Нея Костромской области. С пяти лет живет в Ярославле, училась до 9-го класса в школе №21 в поселке судостроителей, 9–10-й классы – в школе №55. Окончила ее с серебряной медалью. В 1967–1971 годах училась в Ярославском педагогическом институте на биолого-географическом факультете по специальности «Биология и химия».

С 1971 года Татьяна Бондарева – секретарь комсомольской организации школы №3, инструктор Ленинского райкома комсомола Ярославля, завотделом по делам школьной молодежи в обкоме комсомола.

С 1990 года работала в облисполкоме начальником отдела по социальным вопросам. Затем – начальником управления по социальной политике администрации, правительства области.

С 1 февраля 2011 года назначена уполномоченным по правам ребенка при губернаторе области.

Имеет дочь и двоих внуков.

Татьяна БРАГИНА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе