Так становятся гражданским обществом

Когда говорят о гражданском обществе, часто каждый из ораторов подразумевает свое. Бывает, что нагромождают философские и политологические определения. Но, не стоит ли пройти по самому простому пути и принять, что для понимания сути этого общественного явления достаточно лишь названия.

Гражданское общество – это общество граждан. Сознательных и ответственных людей, объединенных общей целью, общим стремлением – изменить жизнь своего сообщества к лучшему. И ждать его зарождения, искать его примеры, стоит в небольших городах, в которых, как говорят, все друг друга знают.

В небольшом городке Малая Вишера в Новгородской области уже не первый год активно работает общественное объединение «Экос». О том, как участники этой организации становятся этим самым гражданским обществом, я беседовал с ее лидером Сергеем Колычевым, человеком неравнодушным к тому, что происходит вокруг.

- Сергей Евгеньевич, расскажите, как создавалась Ваша организация? Ведь такое независимое, и, вместе с тем крепкое и влиятельное объединение граждан считается неординарным для малых городов России.

- Люди объединяются, и это происходит много где в нашей стране, вокруг какой-то проблемы. Мы, как и многие граждане в других городах, о консолидации которых слышим в последнее время все чаще, начали совместную работу с противостояния. Выступили вместе. В свое время, против размещения в нашем городе экологически вредного предприятия по переработке аккумуляторных батарей. Слушания по этому проекту тогда были организованы формально, а масса наших друзей и соседей была простив. Сообща нам удалось отстоять свою точку зрения. Затем, история повторилась, но уже с медеплавильным предприятием. И – вновь последнее слово было за гражданами.

Так, защищая права Маловишерцев на экологическую безопасность, мы пришли к общему мнению, что забота о развитии нашего муниципалитета должна быть постоянной и объединились в организацию «Экос».

- «Экос» - это от слова экология?

- Не только экология. Мы стараемся сочетать заботу об экологической безопасности с экономическими интересами жителей территории. Ведь для достойной жизни нужен не только чистый воздух, но и рабочие места, социальная помощь нуждающимся, отсутствие криминала и хорошие дороги. Так что наше название объединяет в себе и экологию, и экономику.

Экономика и экология, это чаще всего конфликт интересов, а мы стараемся эти позиции сближать, уравновешивать. Действуем не только в этих рамках, а охватывая весь спектр жизни нашего муниципального района.

- И какова реакция властей на вашу активность? Как «Экосу» удается воздействовать на принятие важных для местного сообщества решений?

- С первых дней мы были готовы к диалогу с властями в любой форме. Предлагали местной власти участвовать в проектах по улучшению жизни в муниципальном районе. Для нас главное, как говорится, чтоб толк был. Когда появляется проблема, мы стараемся взять ее решение под общественный контроль, сигнализировать о сложной ситуации властям. И сами не остаемся в стороне. А проблем, требующих внимания, в нашей жизни, к сожалению, много.

Реакция же властей, скажем так, разная. На местном уровне власть предпочитает не слушать нас, не отвечает на наши письма. Или отвечает «по-своему».

Например, мы обратились в администрацию по поводу стихийной свалки мусора, возникшей рядом с мемориалом памяти летчиков, погибших в годы Великой Отечественной Войны. Здесь, в конце улицы Первомайской, в годы войны был аэродром. Рядом хоронили погибших героев, внесших немалый вклад в прорыв блокады Ленинграда, освобождение Новгорода.

И своеобразный ответ последовал незамедлительно: фирме «Виктория», соучредителем которой я являюсь, прислали письмо с вопросом: «а имею ли я договор на утилизацию твёрдых бытовых отходов».

И не ведают сами, что я давно отходы утилизирую сам раздельно (бумага, полиэтилен, бутылки, жестяные банки) и сдаю в Новгород. У самих свалка городская забита до предела. В газете писали, что мусора много и девать некуда - видно хотят, что бы я своим мусором ещё им помог деньги из бюджета выколотит на очередное расширение свалки. Мой опыт им не нужен. У меня мусора практически нет, а значит, я никого из чиновников в этом плане не кормлю и, следовательно, неугоден. Член нашей организации Сергей Буланый ремонтирует дом и привёз стройматериалы, сложил их у дома – сразу пришли представители власти, чернила не успели высохнуть под нашим обращением. Сами же власти не видят у себя никаких нарушений.

Таких, как та же куча песка на тротуаре у дома №22 по улице Первомайской, которая уже мхом поросла от старости.

С другой стороны, очень неплохое сотрудничество складывается с маловишерской прокуратурой и с полицией. Хотя здесь немного сложнее – некоторые сотрудники видят в нас скорее ищущих им работу, а не союзников. Но, надеемся, со временем придёт понимание.

- Чем обеспокоены участники «Экоса» сегодня?

- В деревню Гребла ведет одна дорога и на ней мост. Он сломался от

старости и рухнул. Ездить по нему очень опасно – глава Бургинского поселения с ног сбился, пытаясь найти деньги на его ремонт. «Выше» к этой проблеме внимания нет, хотя наша организация проинформировала руководство области и МЧС ещё в феврале этого года. Ни ответа, ни привета.

А ведь именно МЧС ведает чрезвычайными ситуациями. Этому ведомству, как говорится, все карты в руки, что бы поднять этот вопрос. Только зачем им, кажется, до события заниматься вопросом?! Лучше по факту, когда моста окончательно не будет, организовывать снабжение и эвакуацию людей из деревни?! Неужели «профилактика – важнее лечения», это не про них?

Бывает, что наша инициатива вызывает и просто-таки анекдотичную реакцию. Например, наши активисты заметили, что близ дороги между малой Вишерой и поселком Спасская Полисть грунтовые воды затопляют значительный участок леса. Лесопереработка – одна из основ экономики нашей Новгородской области.

Если за одно спиленное без разрешения дерево, человеку грозить крупный штраф, то ответственность за загубленные гектары лесных насаждений тоже должна наступить. Обеспокоенные ситуацией, мы обратились в Маловишерское лесничество, являющееся подразделением администрации Новгородской области.

И получили ответ – несомненно спорный и требующий изучения ситуации на месте, а не отписки. Что ж, стараемся сейчас добиться серьезной реакции на эту проблему на более высоком уровне.

- Известно, что летом 2011-го года ваша организация стала участников Общероссийского Народного Фронта. Почему было принято такое решение?

- Мы надеялись, что на основе этой общественной коалиции будет вестись реальная работа по улучшению жизни людей. И мы хотели принять в ней посильное участие. В итоге выяснилось, что активность Фронта почти всегда зависит от тех же представителей местной власти. А ведь декларировалось наоборот, что Общероссийский Народный Фронт станет для чиновников общественным фильтром. На деле, как в старой юмореске, граждане пишут в ООН, а ответ приходит от начальника ЖЭКа.

Например, к участию в предварительном голосовании по выбору кандидатов от партии власти на пост мэра Малой Вишеры, которые прошли в марте 2012 года вместе с президентскими выборами, наша организация даже приглашена не была. Множество предложений, направленных в координационный совет Народного Фронта нашей организацией также остались без какой-то деятельной реакции.

Мне, как руководителю организации, всё трудней доказывать людям необходимость сотрудничества с ОНФ. Их надо понять – материала было нами предоставлено много, вопросы заданы, а решений нет.

- Как теперь, на ваш взгляд, будет развиваться организация? Каких партнеров, может быть, политических союзников Вы с товарищами для себя видите?

- Все темы, о которых я говорил здесь, будут иметь продолжение. Из конкретных дел: будем продолжать бороться с несанкционированными свалками. Когда мы сообщили в прокуратуру о ситуации у Кладбища летчиков, нас проинформировали о еще нескольких, более крупных таких свалках. Так что, вместе с прокуратурой, наша организация будет работать над решением этой проблемы.

Что же касается политики, то последнее время более споро идет у нас совместная работа с оппозиционными партиями. Активно сотрудничаем, например, с Либерально-Демократической партией России.

Еще мы внимательно следим за активностью в Новгородской области новых партий. Ведь спектр политических организаций расширяется стремительно. Например, выдвигать своих кандидатов на губернаторские выборы имели право 16 партий, а на муниципальных выборах, назначенных в некоторых территориях Новгородской области позже – уже 27. Внимательно следим за тем, как будет работать в нашем регионе Республиканская партия Владимира Рыжкова и Бориса Немцова.

Словом, я уверен, что союзники из числа политических организаций для нас найдутся. Ведь, как я уже говорил, участники организации «Экос» открыты для диалога и совместной работы.

Алексей Громский

PublicPost

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе