Следует заметить, что в последнее время такое явление, как суррогатное материнство, перестало быть для россиян экзотикой — сейчас уже во многих городах нашей страны имеются центры, которые помогают завести детей людям, которые из-за некоторых биологических особенностей своего строения не могут сделать этого сами. Однако удивительным является то, что до сих пор многие жители России совершенно не представляют себе, что это такое — суррогатное материнство. Только этим и можно объяснить большое количество слухов, сплетен и совершенно недостоверной информации об этом явлении, которые встречаются на страницах СМИ.
Наверное, именно отсутствие достоверной информации и побудило недавно председателя комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елену Мизулину сделать весьма опрометчивое заявление об опасности данного явления как для России, так и для всего человечества в целом. Елена Борисовна отнесла суррогатное материнство к технологиям, уничтожающим "естественные способы рождения детей". И оно должно быть запрещено наряду с ядерным оружием, поскольку грозит вымиранием не только России, но и всему человечеству. Впрочем, высказав столь устрашающий прогноз, г-жа Мизулина не привела никаких доказательств подобной опасности суррогатного материнства для человеческой популяции.
Любопытно, что само по себе высказывание председателя комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей содержит явное логическое противоречие — совершенно непонятно, каким образом технология, способствующая рождению детей, может привести к вымиранию человечества (которое возможно лишь при прекращении рождения детей). Но, может быть, на самом деле никакого противоречия нет? Может быть, рожденные суррогатными матерями дети являются больными с рождения и стерильными, то есть не способными к размножению, а те, кто занимается развитием этой технологии просто скрывают от всех страшную правду?
Интересно так же, что единственным доказательством своей правоты, которое используют противники суррогатного материнства, является то, что эта технология якобы запрещена в Европе. Мол, они там уже поняли, чем все это грозит, и сразу же запретили женщинам вынашивать чужих детей. Впрочем, о том, что же именно поняли наши европейские соседи, сторонники этой точки зрения не сообщают. Таким образом аргумент превращается в утверждение вроде того, что: "если у них это есть, то и у нас должно быть". Но, может быть, ученые этих стран все-таки обнаружили в суррогатном материнстве что-то, что делает его весьма опасным для общества?
Как видите, единственным способом разобраться с темой: вредно ли для людей суррогатное материнство или, наоборот, полезно, является получение самой подробной и достоверной информации об этой технологии. И вот недавно эту информацию предоставил "Правде.Ру" директор Европейского Центра суррогатного материнства Владислав Мельников. Во время прямого эфира "Нужно ли России суррогатное материнство?" он рассказал о том, что представляет собой данная технология, и развеял множество мифов о суррогатном материнстве.
"Начнем с того, что суррогатное материнство используется во всем мире достаточно давно, где-то с конца 80-х годов прошлого века," — рассказал Владислав Мельников. — Это говорит о том, что технология сама по себе достаточно хорошо отработана. А смысл ее заключается в следующем — когда семейная пара, которой поставлен неутешительный диагноз "бесплодие" хочет все-таки завести ребенка, то она обращается в центр суррогатного материнства. Там им сначала подбирают суррогатную маму — согласно приказу Минздрава ею может быть женщина в возрасте от 20 до 35 лет, которая уже имеет своего собственного здорового ребенка, а также удовлетворяет определенным медицинским требованиям — проще говоря, сама является здоровой.
После того, как сотрудники центра находят такую женщину, они обследуют ее и проводят психологические тесты. Последнее нужно для того, чтобы была гарантия, что эта суррогатная мать не предъявит свои права на рожденного ею ребенка. Если в этом есть сомнение, то кандидатке сразу же отказывают. Но если все нормально, то между суррогатной мамой и биологическими родителями заключается договор на вынашивание ребенка.
Далее обе стороны идут в медицинскую клинику, где еще раз обследуются, после чего берется сперма биологического отца и яйцеклетка биологической матери. В условиях in vitro (или, как говорят у нас, "в пробирке") происходит оплодотворение. Полученный эмбрион до пятидневного срока выращивается так же in vitro, и только потом он переносится в организм суррогатной маме. Кстати, сама по себе технология имплантации уже доведена до такого совершенства, что в 35 процентах случаев эмбрион приживается — а это очень хороший результат. Если же результат отрицательный, эмбрион не прижился, то тогда подбирается другая суррогатная мать.
Ну, а если эмбрион прижился, то тогда все идет по стандартной схеме — суррогатная мама вынашивает ребенка девять месяцев, потом рожает его, и ребенка через положенное время забирают его биологические родители. Но перед этим в роддоме, согласно нашему законодательству, суррогатная мать дает свое добровольное согласие на то, что в документах ребенка его матерью и отцом будут значиться биологические родители. Это необходимо для дальнейшей регистрации ребенка в ЗАГСе.
Как видите, исходя из этого совершенно недопустимо говорить о том, что у суррогатной матери отбирают ребенка. Этот ребенок не является ее — ни генетически, ни юридически. Также ошибочно говорить о том, что суррогатное материнство — это торговля детьми. Во-первых, никто не платит суррогатной матери за сам факт вынашивания ребенка — ей платят компенсацию за временное ограничение трудоспособности в связи с этим процессом (в России это обычно от 600 до 750 тысяч рублей). Да и потом, как я уже сказал, она не продает своего ребенка, ведь вынашиваемый ею эмбрион — не ее.
Теперь поговорим об якобы опасности данного явления. Часто ходят слухи о том, что суррогатные дети менее здоровы, чем их сверстники, рожденные биологической мамой, что среди них высокая детская смертность, и что у них имеются сильные психологические травмы. Скажу сразу, что эти слухи совершенно безосновательны — исследования говорят совершенно о другом. Дети, рожденные суррогатными матерями, куда более здоровые, спокойные и психически уравновешенные. Более того, те из них, кто был рожден в конце 80-х годов, сейчас уже взрослые, имеют собственные семьи (что, кстати, опровергает заявление о высоком проценте стерильности среди таких детей) и все исследования показывают, что они совершенно не отличаются от тех, кто был рожден биологическими родителями.
Таким образом, нет никаких оснований утверждать, что суррогатное материнство может привести к вымиранию человечества. Скорее наоборот — исследования показывают, что такая патология, как бесплодие, год от года все "молодеет". Еще недавно к нам обращались в основном сорокалетние пары, а теперь часто услугами суррогатных матерей пользуются те, кому слегка за тридцать. Не исключено, что со временем суррогатное материнство будет наоборот способствовать поддержанию численности человеческой популяции на стабильном уровне.
Также нельзя говорить и о том, будто бы эта технология направлена на то, чтобы только лишь удовлетворять прихоти престарелых миллионеров. Например, только за этот год в России родилось тысяча суррогатных детей — и 90 процентов их биологических родителей являются людьми среднего достатка. Данные по другим странам показывают то же самое — в основном услугами суррогатной матери пользуются представители среднего класса. Более того, по мере развития стоимость данной технологии будет снижаться, и через какое-то время она станет доступна и малообеспеченным людям.
Кстати, если уж мы заговорили о "загранице" — заявление о том, что будто бы в Европе суррогатное материнство запрещено, является не совсем корректным. На самом деле, законодательно оно запрещено только в Германии, Франции и Италии. А в других странах оно либо разрешено, как, например, в Великобритании, либо никак не регламентировано законодательством (что, согласно европейским традициям, делает его разрешенным по умолчанию). Кроме того, эта технология разрешена и в других зарубежных странах, не относящихся к Европе — например, в США и ЮАР.
И напоследок следует рассказать о еще одном заблуждении — будто бы суррогатное материнство может препятствовать россиянам усыновлять детей из детских домов. Посмотрите внимательно на цифры: в прошлом году в России было зарегистрировано 117 тысяч детей в детских домах (и это общее число, от новорожденных до тех, кому 17 лет). А бесплодных пар в нашей стране — пять миллионов. То есть даже если каждая такая пара возьмет из детского дома одного ребенка, все равно останется еще много людей, которые хотели бы завести детей. Как видите, никакой конкуренции тут нет.
Вот так обстоят дела с суррогатным материнством — оно совершенно никому не угрожает. И я бы посоветовал Елене Борисовне Мизулиной, вместо того, чтобы делать столь безответственные заявления, лучше обратить внимание на пробел в законе о суррогатном материнстве, который был принят еще в 1995 году. Там есть два пункта, которые необходимо скорректировать. Первый из них гласит, что если суррогатная мать не захочет отдавать ребенка, то она вправе оставить его себе. А во втором написано, что биологические родители тоже имеют право отказаться от рожденного суррогатной мамой ребенка — в таком случае он просто поступает в детский дом.
Я считаю, что оба этих пункта неправильны — как мы уже говорили, суррогатная мать не имеет никаких прав на рожденного ею ребенка, ведь это не ее дитя. Ну, а что касается биологических родителей, то они, по моему мнению, должны нести ответственность за то, что затеяли всю эту историю с суррогатным материнством. Поэтому отказываться от такого ребенка просто нельзя, и это должно быть зафиксировано в законе".
Что же, как видите, действительно не следует опасаться суррогатного материнство. Это технология не приведет к вымиранию человечества — наоборот, она сможет помочь ему выжить в неблагоприятные времена, которые, увы, уже весьма и весьма близки…
Владислав Мельников
Правда.Ру