Столетняя война олигархов

Российские предприниматели, а к их числу относятся состязающиеся сейчас в Высоком суде Лондона Борис Березовский и Роман Абрамович, предпочитают разрешать свои споры в английских судах. Да, как нас учат дуумвиры, у нас континентальная, романо-германская правовая семья. Но дело-то не в этом: и непростые бизнесмены, и простые олигархи ждут от англо-саксонского правосудия того, чего они не могут получить в нашем все еще «самом гуманном суде в мире», – справедливости. Ибо, как было сказано еще римлянами, право есть искусство добра и справедливости, а не откатов, распилов и судебных решений, принятых за деньги. Можно упрекнуть адвокатов Березовского и Абрамовича Лоренса Рабиновитца и Джонатана Сампшна в чрезмерном пристрастии к риторическим фигурам и олигархическим гонорарам, но они, по крайней мере, выполняют собственно функции защитников, а в наших судах, как заметил один адвокат, «защитники» выполняют роль инкассаторов.

На самом деле спор двух олигархов – это дискуссия, перефразируя Николая Бердяева, об истоках и смысле русского капитализма.


Собственно, и дискуссии-то как таковой во время этого судебного процесса, который пишет новейшую русскую историю, нет: и истец, и ответчик, и адвокаты сходятся в том, что большие деньги и большую собственность в России можно было как тогда, так и сейчас получить только за счет близости к государственной власти, а отношения собственности регулировались не столько по закону, сколько по понятиям, в том числе в соответствии с устными договоренностями. Смысл спора, в сущности, прост, как формула «Не в деньгах счастье, а их количестве»: Березовский утверждает, что Абрамович, используя свои позиции в Кремле и изменившееся отношение новой путинской власти к великому комбинатору российской политики, шантажируя экс-партнера, заставлял его продать долю в «Сибнефти» за смехотворную цену. Схема более чем правдоподобная и очень часто использующаяся сейчас: не отдаешь бизнес за деньги – его у тебя отнимают силой и бесплатно, а заодно могут посадить по заказному делу. Да и в политическом смысле, возможно, ровно так и было: карьера Березовского-политика, человека, который приписывает себе радость открытия Путина, оборвалась ровно в тот момент, когда молодой президент на вопрос журналиста о Борисе Абрамовиче с чекистской прямотой ответил вопросом на вопрос: «Березовский? А кто это?»


Другое дело, что письменных свидетельств обладания Березовским акциями «Сибнефти» нет, о чем, собственно, Борис Абрамович и сообщил в суде. Традиции такой не было – какое уж там писаное право и фиксация прав собственности, если все строилось на мафиозно-устных джентльменских договоренностях. А олигархические договора – это не правила воров в законе, они нарушаются. Такие вот у нас джентльмены. И Абрамович, совершив то, что он совершил, перейдя на сторону новой власти, то есть на сторону сильного, «предал» своего патрона, который, и это никем, в сущности, не отрицается, создал «Сибнефть». Но право на то и право, чтобы руководствоваться письменными доказательствами, а их нет. На что и упирает Джонатан Сампшн, адвокат молчаливого Абрамовича и по совместительству историк-медиевист, автор трех томов еще не дописанной «Истории Столетней войны», а также монографии о крестовых походах альбигойцев. Сейчас у него есть шанс изучить другую историю, два десятилетия которой стоили Столетней войны и заткнули за пояс все крестовые походы вместе взятые.


Ошибочно думать, что громкий лондонский процесс вскрывает исключительно гнилую сущность олигархата, его сомнительную эстетику и порочную этику. Олигархический бизнес, как нас убеждают участники процесса, строился на коррупционных схемах и при участии государства. Но тогда получается, что и власть в России – коррупционна в своей основе. Стоит напомнить, что Березовский создал не только «ЛогоВАЗ» и «Сибнефть», он отчасти, при помощи того же Абрамовича и еще ряда товарищей создал из имевшейся глины Владимира Путина. Который, отвечая на претензии Березовского, как-то сказал (если верить цитате из книги Дэвида Хоффмана «Олигархи»): «Но ты же сам просил меня стать президентом!» Так что


Коммерческий суд отделения Королевской скамьи Высокого суда правосудия в городе Лондоне пишет историю не только российского олигархата, но и российской власти. Причем именно сегодняшней, чьи этические и финансовые корни уходят в истории, схожие со славной биографией «Сибнефти».


Нелишне напомнить, что на основе слияния «Сибнефти» и ЮКОСа должна была возникнуть мощная объединенная компания, а дальше – альянс с мировыми компаниями. Но, как говорилось в одном мультфильме, «такая корова нужна самому». И этого «самого» мы знаем. Потому Березовский оказался в городе русской славы и денег Лондонграде в ссылке, а Ходорковский – в тюрьме.


Процесс «Березовский против Абрамовича» пишет не только историю России, но и определяет ее будущее: иностранные инвесторы могут понять анатомию инвестиционного климата России из первых рук. И строить свой бизнес в «международном финансовом центре» согласно инструкциям, сформулированным двумя гигантами олигархического капитализма по-русски.


Андрей Колесников

Газета.RU


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе