Солженицын, Алексеева… Конституция. Россия растерялась в «неоднозначности»

Столетие Александра Солженицына прошло в России именно так, как этого следовало ожидать: в осторожном молчании, которое прерывали короткие новости о том, что президент Владимир Путин открыл памятник писателю в Таганском районе Москвы.

К этим известиям можно добавить несколько спокойных литературных и биографических очерков о Солженицыне, а также «перец» – новости о том, что в Гусь-Хрустальном разбили мемориальную доску писателю,  в Твери продолжается печальная эпопея с закрашиванием граффити с портретом Александра Исаевича на стене пятиэтажного дома и только в Боровске местный уличный художник Владимир Овчинников, такой же энтузиаст, как и автор тверского граффити, на свои средства установил памятный знак – доску с портретом юбиляра и его завещанием «Жить не по лжи».

Примечательно, что президент при своём плотном графике успел не только открыть памятник, но и побывать на церемонии прощания с правозащитницей Людмилой Алексеевой. С одной стороны, его появление там выглядело случайным, ведь, несмотря на известное личное знакомство с ней, прийти туда, где смерть одного правозащитника собрала многих недовольных нынешней властью, среди которых Алексей Навальный, председатель «Мемориала» Ян Рочинский, сопредседатель «Парнаса» Михаил Шнейдер, – это сильный поступок. С другой стороны, этот шаг понятен, так как появление президента в поле «неоднозначных» исторических личностей или событий  означает, что вопрос закрыт. Так это было на открытии памятника репрессированным «Стены скорби», так у памятника Солженицына и то же здесь: кто старое помянет, тому глаз вон.

Этот симптом навязчивого забывания того, что для России сыграло великую роль, узнаётся уже издали. С тем же бессилием прокатился по стране столетний юбилей революции, так же «не замечается» 25 лет Конституции РФ и прочее, и прочее. Всё, что с конъюнктурной точки зрения является неоднозначным, будет придержано от внимания массовой аудитории, в то время как эта самая аудитория и так ныне распыляет своё внимание на общий информационный шум, корпоративы и прочую предновогоднюю суету. Может быть, лет через пятьдесят, когда в силу естественных причин противники исторической памяти оставят этот мир и «однозначность» описываемых людей и событий резко повысится, им начнут уделять заслуженное внимание, но это уже будет история древних дней без какого-либо живого к ней отношения. Что вполне устраивает тех, кто боится за себя, а не за общее дело, тех, кому выгодно растить поколение спокойных, «однозначных» и равнодушных людей.

К сожалению, полуюбилей Конституции РФ целиком попадает в ряд сложных для восприятия исторических дат. По крайней мере социологические исследования показали, что 61 % россиян не знают, что отмечается 12 декабря, а уверенные две трети наших граждан утверждают, что никогда не читали Основной закон страны. Так устроено наше внимание: оно не задерживается на том, что не кажется нам важным. Зачем читать то, что никак не влияет на мою жизнь? При этом сама Конституция время от времени редактируется: за 25 лет в неё внесено 14 правок, больше половины  которых – это редакция в части переименования регионов.

При этом равнодушие граждан может быть нарушено известием, что РФ заняла второе  место в мире по объёму продажи оружия. Российская доля мирового военного рынка составляет 9,5 %, или 37,7 млрд  долларов. Первое место стабильно держат США с показателем в  57 %, или 226,6 млрд  долларов. Разумеется, эти пушки и хлопушки нужны для установления мирового порядка и стабильности. Хотя иногда эта «миротворческая» система даёт сбой, и тогда страны начинают вытряхивать набухшие от устаревшего вооружения мешки на полях локальных войн. Или где-то на улицах мирных городов, в школах и храмах начинают стрелять, как это произошло вчера в Страсбурге, где три человека погибли и ещё двенадцать ранены, или в кафедральном соборе бразильского города Кампинас, где нападавший убил четверых, а потом покончил с собой.

Автор
Андрей Васенёв
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе