Символ надежды

Как в Ярославле добровольцы ищут пропавших без вести земляков.
Три года назад они были просто любителями-энтузиастами, желавшими помочь в поиске пропавших детей. Сейчас участники организации «ЯрСпас» с четкой структурой, обученными поисковиками и неплохой материальной базой.
Фото: из архива отряда ЯРОО ЯрСпас


Надежными помощниками считают «ЯрСпас» и Следственный комитет, и сотрудники МЧС. Отряд может созвать на поиски до трехсот волонтеров и организовать их работу не хуже профессионального подразделения. Главное — стремление помочь, искать, найти, и — не сдаваться, конечно.

– Я впервые столкнулся с поисками, когда в Подмосковье пропала девочка пяти лет, — вспоминает руководитель отряда Алексей Чернышев. — Ее искали шесть дней, и нашли мертвой. Она умерла от переохлаждения. Просто не хватило людей для того, чтобы найти ребенка вовремя, успеть спасти. Я зарегистрировался на сайте волонтеров, чтобы помогать каждый раз, когда это требуется. И вышел на первые же поиски.

Отряд сформировался через полгода на поисках пропавшего мальчика в районе Вытегры. Ярославские добровольцы создали подразделение в своем городе.



Почему уходят дети?

Оперативность — основное преимущество поиска.

– Нам повезло, мы нашли взаимопонимание с правоохранительными органами, — поясняет Алексей Чернышев, — работаем с их поддержкой. И не выходим на поиск без санкции от полиции. Это незаконно. Но очень быстро получаем согласие на поиски. Более того, если в местном отделе отказываются принимать заявление от родственников — мы связываемся с нашими кураторами. И руководство тут же «подправляет» действия сотрудника. Заявление принимают, и мы включаемся.

Если есть информация о том, что пропавший может быть в городе — проводят опросы, расклеивают объявления, информируют в соцсетях. Если в лесу — прочесывают местность. В любую погоду, в любое время суток. Когда пропали дети-дошкольники в поселке Песочное Рыбинского района, на поиски вышло более трехсот волонтеров. Причем многие на своей технике, квадроциклах и снегоходах. Неделю люди буквально жили в Песочном, отыскивая детей.

– Я был поражен их желанием помочь, — поделился Анатолий Полуев, руководитель отдела криминалистики следственного управления Следственно комитета. — Они заправляли на свои деньги свою технику, задействовали свои рации, привозили еду, чай тем, кто искал. К сожалению, тогда детей не нашли, но добровольцы помогли нам надежно прочесать район.


Фото: из архива отряда ЯРОО ЯрСпас


Следователи признают, что оперативность у волонтеров выше. Им не надо тратить время на бумажную волокиту. А на местности помогают «закрывать» те площади, которые невозможно быстро обойти с небольшим подразделением штатных сотрудников. Они также помогают в работе с социальными сетями.

– Мы просматриваем аккаунты пропавших, их переписки, друзей. Выявляем любимые места тусовок, — рассказывает Елена Гусева, учитель русского языка и литературы, а в отряде — координатор и очень удачливый оперативник. — Однажды так нашли девочку в бегах. На ее страничке увидели телефоны подружек, позвонили им, представившись ее знакомой. Нам поверили, и сказали, к кому сбежала девочка. Ребенок в тот же вечер был дома.

Елена отмечает, что педагогический опыт бесценен при разговорах с такими детьми. Ведь не секрет, что одна из наиболее частых причин уходов — взаимное непонимание детей и родителей.



Не тяжело в учении

Профи сторонятся добровольных помощников — не зная азов поиска, не координируя действия, они либо путаются под ногами, либо сами попадают в такой оборот, что спасать приходится уже их.

Алексей Чернышев организовал обучение добровольцев.

– Мы видели, что люди не умеют читать карту, ориентироваться в лесу, вести радиопереговоры, — рассказал Алексей. — Мы составили список дисциплин. Если сами не могли преподать предмет — приглашали экспертов. И когда полиция увидела, что у нас есть дисциплина, люди обучены, хорошо координируются, нам стали доверять больше.

Всех волонтеров периодически тренируют — как в зале, так и на местности. В результате опытный поисковик умеет все — искать сам, координировать действия группы. Отдельно изучают навыки информационной безопасности.

За три года отряд добровольцев сформировался в полноценное рабочее подразделение. На территории Ярославской области проводится ежегодный слет поисковиков, который собирает «ЯрСпас». Приезжают единомышленники из Москвы, других областей. Проводят обмен опытом и тренинги. Появились добровольческие отряды в малых городах области. Начали работать на перспективу — проводить занятия по личной безопасности в школах. 
Автор
Елена Синицына
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе