С чего начинается родина?

Патриотическим воспитанием подрастающего поколения во все времена традиционно занималась школа. Однако первые ростки патриотического чувства ребенок должен получить в семье – так считают психологи. Замечено, что мировоззренческую зрелость проявляют те школьники, которым чувство любви к родине и предкам внушили родители, дедушки и бабушки.

Семейные предания
– Прививать любовь к родине надо с раннего детства, – считает психолог Елена Калинина. – Для маленьких детей родина – это родной дом, родители, дедушка и бабушка. К семи годам понятие родины расширяется до города, в котором растет ребенок. А в начальной школе ученики уже должны осознавать, в какой стране они живут, чем она отличается от других стран. Настоящую, глубокую любовь к родине человек может испытать уже в подростковом возрасте и даже раньше, если, конечно, с ним на эту тему говорили родные и учителя.
В старину понятие родины для детей было более конкретным: люди жили в деревнях и селениях большими семьями, и подрастающие поколения ассоциировали родные места с многочисленными родственниками, родной землей, садами с вишнями и яблонями. С раннего детства дети слышали рассказы бабушек и дедушек о старых временах, подвигах предков. Семейные предания передавались из уст в уста, из поколения в поколение и служили примером для детей. И даже когда деревни и слободы превратились в городские территории, эти предания жили еще долго.
– Я родилась и выросла в Норском, – рассказывает руководитель культурно­информационного центра библиотеки им. Маяковского Ирина Андреева. – Там была совершенно особая атмосфера – большие семейные династии, общие воспоминания о прошлом. У меня была своя лодка, на которой я любила кататься по Волге. И что интересно, какие­то события взрослой жизни стерлись из моей памяти, а вот детские воспоминания остаются свежими до сих пор.

 

Генетическая память
В современном большом городе прививать ребенку любовь к родине сложнее.
– Воспитывая любовь к родине и патриотизм у нынешних детей, надо опираться на генетическую память, – говорит Елена Калинина. – Семейные предания может заменить русская литература. Родители только должны вовремя предлагать ребенку нужные книги, а уж информацию дети впитают как губки. В раннем детстве они хорошо воспринимают народные сказки, рассказы о природе родного края. Детям постарше, особенно мальчикам, нужны героические образы, им надо читать книжки о героях и военных подвигах. А юношам и девушкам уже можно предлагать исторические мемуары.

Про роботов или Суворова?
Причем, подчеркивают психологи, ни человек­-паук, ни бэтмен, которых так не любят бабушки и дедушки, не могут заменить образы и героев родной земли.
– Моему сыну 10 лет, и это мальчик с обычными для современного ребенка интересами – он любит компьютерные игры и спортивные занятия, – рассказывает бухгалтер Альбина Куприянова. – С детства я читала ему книжки на ночь. Поэтому к чтению он привык и сейчас, пока не почитает, спать не ложится. Он сам записался в библиотеку, и в книжные магазины мы тоже зачастую заходим. Из книг сын предпочитает фантастику и приключения. Но однажды библиотекарь посоветовала мне предложить мальчику детскую книжку о жизни великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Я взяла ее с сомнением – думала, ему бы про роботов да инопланетян. Но каково же было мое удивление, когда сын полистал ее и говорит: «Мама, мне эта книжка с первого же предложения понравилась!». Библиотекарь оказалась права: в этом возрасте пацаны с удовольствием читают героическую литературу – они познают себя, и им нужен идеал, на который они могли бы равняться. Теперь с роботов и инопланетян я переориентирую своего сына на наших знаменитых и неизвестных героев.

Не упустите момент!
По мнению психологов, самое главное в воспитании патриотизма у детей – не упустить нужный момент. Если маленькому ребенку не читать русских народных сказок, позднее он не поймет отличия Ивана-царевича от человека-паука. А повести о жизни Суворова или подвигах Александра Матросова, Николая Гастелло, 28 панфиловцев хороши в 10 – 12 лет. И если ребенок не узнает эту информацию в свое время, значит, когда ему исполнится 17 лет, потребуются дополнительные усилия, чтобы заинтересовать молодого человека историей родного государства.
– Для воспитания чувства патриотизма у своего сына я использую любую возможность, – рассказывает жительница Заволжского района Любовь Нестерова. – Мы ходим в библиотеки им. Маяковского и им. Гайдара, где к военным праздникам устраивают замечательные мероприятия для детей – тут вам и военная хроника, и интересные факты, и детские театральные постановки. Великая Отечественная война уходит все дальше от нас в глубь истории, ветеранов становится все меньше, и надо ловить любую крупицу знаний об этом героическом времени. Дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, ее героях и подвигах! И я знаю, что когда­нибудь эти слезы, которые мой сын смахивает украдкой, слушая рассказы о блокадном Ленинграде или Амет­хане Султане, сыграют свою роль в принятии им важных жизненных решений. Например, когда он будет служить в армии на благо Отечества или работать, принося пользу своей родине. И если родину ждут непростые времена, он не бросит ее, польстившись на красивые обертки, – ведь больную мать не бросают.
…По словам психологов, ребенок как губка впитывает информацию, свойственную его семье. Если в семье позволяют пренебрежительные высказывания о родине, называют ее «этой страной», то и, вырастая, ребенок будет относиться к своей родине потребительски и равнодушно. А если мама и папа уважают место своего рождения, то и дети будут любить родину, даже если она проходит сложный исторический период.

Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе