Новое поколение.
* * *
Покрутили у бедняка перед глазами «американским мифом» - дескать, чем колоть дрова и ходить за скотиной, делай карьеру менеджера, стань миллионером!
Ничего, конечно, из этого не получилось, тогда решили: пусть будут у всех равные соц. гарантии, чтоб как миллионеры все жили, ни о чем не беспокоились, и т.д.
А когда и это не вышло— стали утешать игрушками, чтобы хоть поиграли в богатство, в карьеру, в «социальный лифт» и т.п. На заре перестройки у меня был товарищ — когда некоторые зарабатывали состояния, он играл на компьютере в войнушку. Смотрел красными-воспаленными глазами и говорил: «А я дослужился уже до полковника...»
* * *
Сегодня бедный носит примерно той же фирмы одежду, что и богатый (такая игра, с ярлыками всё в порядке). Пользуется теми же приборами-удобствами (ну, чуть менее удобными, из более дрянного материала, не Bosh, а Boch). Двигается к тем же целям, «ты этого достоин!» А, кстати чем это вдруг удостоился? Может, подвиг на войне совершил?
На паршивые 100 рублей предлагают уже ровно такой же бесконечный выбор барахла (копеечного), и тоже голова идет кругом от планов, как если бы выбирал за 250 тысяч ролекс. (Дашь детям 20 рублей – так они целый час будут разглядывать миллион чупачупсов, киндерсюрпризов, какие-то леденцы, жевательные конфеты и пр. Потом гору фантиков из-под кровати вытаскиваешь, и лучше уж ничего не давать).
* * *
Богатый и бедный выровнялись в философском смысле, а в результате оба они исчезли (остались только люди, у которых больше денег – и меньше). Человек становится «кем-то» - богачом, бедняком, художником – не от беретки на голове, не от того, что на нем лохмотья или смокинг. Даже манера держаться – только следствие, определяемое изнутри. Люди теряют своё содержание и соответственно, утрачивают форму. Убеждения, традиции, что там внутри... Коренные, присущие им добродетели. Вот, точно! Сообразил: богатые сегодня прикидываются бедными, а бедные хотят казаться богатыми именно с этой простой целью: чтобы скрывать, не проявлять положенные их ролям добродетели (права=обязанности).
При этом добродетель богатого человека, (которую он не обнаруживает, прикидываясь бедным) – это щедрость. (Богатый должен быть щедрым и осыпать милостями – это его отличительная черта).
А, соответственно, добродетель бедняка в высоком смысле - это скромность и терпение. Благодарность.
Кто-то из Святых Отцов писал, что Господь создал одних из нас богатыми, а других бедными для того, чтобы мы могли обнаруживать друг к другу свою любовь. Одни — с радостью давать, другие — с благодарностью брать.
И вот встреть сегодня радостно дающего богача, чтобы «на, бери и не думай, у меня много». Нет, говорит человек состоятельный, разве я богач? У меня и джинсы рваные...
Равно пойди-найди скромного бедняка, «знающего свое место», свои реальные возможности=потребности, не пытающегося играть в богатого. Сегодня всем всегда всего мало — поэтому какая благодарность? (Мог бы, типа, и побольше дать, жмот. Вон у него какая машина!)
И от этой игры лицом люди становятся очень неживописные какие-то. Теряя свои основополагающие качества, одинаковые все. Скучные.
* * *
Вернулись только что с пленеров в городе Романове-Борисоглебске, на Волге, под Ярославлем, чудо!
Поле сверкает инеем; лопухи белым прибиты, как капуста; над церковью дым из трубы — топят с утра, всё правильно, ничего не огорчает (хотя и очень холодно, -14).
Деревья облетели, и слава Богу.
Лодки переправляют людей с одного берега на другой, мужики по пояс в ледяной воде (в резиновых штанах, но всё-таки). Брызги холодные в лицо – и хорошо.
Ничего не огорчает, потому что всё правильно, всё именно так, как должно быть – бери и пиши пейзаж.
А вот человек становится сегодня в живописи лишним, не очень нужен со своим «я этого достоин». Жанр портрета исчезает из живописи — изображение человека остается только на фотографии. (Да и то, каждый раз посмотришь на себя на фотке – и тоже огорчаешься: надо было что ли бровь поднять... или подбочениться... какой-то всегда не такой получаешься. Только если работал, смотрел на натуру, на холст, а кто-нибудь щелкнул в этот момент – тогда доволен. А во всех других случаях пустота и суетливость на фотокарточке, никак не сообразишь, кого изображать лицом – Ален Делона? крутого парня, рекламирующего жвачку? Улыбаться?)
* * *
Как прекрасны люди, которые ходят за водой на колонку. Не дачники, а настоящие — женщины, которые ходят за водой утром и вечером без выходных, потому что нужно приготовить обед, помыть посуду, постирать, помыть полы, детей помыть, самой помыться, да и просто посидеть чайку попить с соседкой — каждый день. Какая у них на лицах написана внятность, спокойствие, достоинство — человек на своем месте. Хоть портрет пиши, хоть фотографируй на «лейку». Такие выражения лиц бывают только у детей и заслуженных актеров Голливуда. Таких внятных лиц сегодня больше нет ни у кого — ни у богачей, ни у бедных, потому что никто не знает толком, кто он такой, чего ему нужно и чего хочется на самом деле иметь.
Очень люблю покупать там хлеб: точно знаю какой - нет ничего лучше кирпичика дарницкого (один единственный сорт на прилавке – не отвратительный 28-й комбинат с сотней видов-булочек). Подходишь и солидно: «буханку черного!» И цельность, ни грамма сомнения, ни в лице, ни в мозгу. Покупаю хлеб, как человек на своем месте.
А водку терпеть не могу покупать — (сто сортов) — ходишь растерянно, глаз напрягаешь, читая состав, оцениваешь красоту названия, полиграфию, пыжишься-изображаешь из себя знатока... (Было бы два вида: для бедных - и для богатых с золотой этикеткой и стразами, чтоб никаких промежуточных вариантов).
А в конце всегда заискивающе спрашиваешь продавщицу: «Скажите, какая водка у вас хорошая? Какую посоветуете?»
И она резонно отвечает: «Вся хорошая. Смотрите по деньгам».
Константин Сутягин
Russian Journal