Россию спасает только беспредел

Рыбинский предприниматель Борис Логинов разработал проект программы выхода России из затяжного кризиса. Он направил свои предложения президенту, но получил ответ, что у нас в стране и так все хорошо.

–  Борис Алексеевич, почему, на Ваш взгляд, президент не прислушался к вашему мнению?


– В стране создана такая система власти, которая не может работать. Выстроенная вертикаль основана на том, что каждый смотрит в рот вышестоящему и пытается угодить ему. Система основана на том, чтобы не допускать к власти умных людей, и как доказательство – отмена альтернативных выборов.


– Судя по всему, система не собирается меняться, а власть считает, что укрепление вертикали – один из способов преодоления кризиса.


– Кризис, начавшийся для малого бизнеса в 1998 году, никуда не делся, а ситуация продолжает ухудшаться. Нужна модернизация. Взять наше предприятие – 90% станков старого советского производства. И если до 1998 года мы не успевали выполнять заказы, то сейчас предприятие загружено на 70%. Мы не выдерживаем конкуренции с Китаем.


Был на последней выставке в Москве. Свою продукцию представило 91 предприятие из Китая, причем созданных недавно, и 10 российских, 6 из которых существует еще с советских времен. Смотришь на новейшее оборудование, и слезы на глаза наворачиваются. Если бы я мог позволить себе купить один такой станок, он бы заменил 7 имеющихся. Но мне купить его не на что. Я не могу взять кредит под грабительские проценты. Предприятие сегодня не приносит ощутимой прибыли – работаем только на зарплату. И так по всей стране.


– То есть малый производственный бизнес обречен?


– Ну, если ничего не изменится, то это так. Попробуйте сегодня  начать бизнес и открыть какое-нибудь небольшое производство. Все ниши заняты, значит, надо потеснить конкурентов. А это не так просто, потребуется не только идея, но и деньги. То есть продукция должна быть конкурентоспособной за счет современного оборудования, удешевляющего производство.


Я разговаривал с одним китайским предпринимателем, который за короткий срок наладил производство. Через переводчика спрашиваю, под какой процент он брал кредиты на оборудование. Китаец не понимает, о чем речь. Оказывается, просто написал бизнес-план и список – и ему дали оборудование.


– У нас такое невозможно: банкам тоже надо жить.


– Вот именно банкам, а не производству. Мы скоро придем к тому, что в стране останутся одни банки. В Конституции написано, что государство формирует банковскую систему. Действующая банковская система не справляется с обеспечением экономики длинными дешевыми кредитами, да и не ставит такой цели, поскольку основная цель – получение прибыли при минимальных рисках. Поэтому государство и должно принять решение – кредиты на развитие производства  и ипотеку под 0% годовых от года до 40 лет.


– И как осуществить на практике Ваш план преодоления кризиса?


– Нужно создать специальную структуру – государственный кредитный центр (ГКЦ). Она должна быть простой, с максимальным использованием действующей инфраструктуры. КГЦ разрабатывает правила получения кредитов, ведет контроль динамики процессов, эффективности системы. Регионы по заявкам муниципалитетов формируют заявки. Муниципалитеты выдают кредиты и несут по ним риски. Возврат кредита направляется в местный бюджет. ГКЦ может выдавать кредиты и зарубежным банкам под действующие европейские ставки. Международные расчеты при этом в течение 2-3 месяцев нужно перевести в рубли – это усилит позицию рубля и позволит получить в бюджет средства от возврата кредитов и проценты.


– Когда можно будет дождаться реального улучшения экономики?


– Стабилизации можно ожидать через 2-3 месяца. Через 5-6 – рост производства и повышение занятости, еще через 3-4 месяца – сокращение дефицита местных бюджетов. В течение первого года в государственный и местный бюджеты поступит до 1 триллиона рублей. Через  3 года – до 4 триллионов, в основном за счет перехода в международных расчетах на рубли и экспансии рубля.  Дополнительные средства будут использоваться для повышения пенсий и снижения налогов. Через два года после начала работы системы можно ожидать резкого увеличения стабильности финансовой системы России, а при разумном ограничении доходов граждан в бюджетной сфере (чиновники), монополиях и госпредприятиях – реальная (не искусственно заниженная, как сегодня) инфляция уменьшится до 5-6%.


Сейчас ситуация такова: Америка печатает в день 638 млн долларов и раздает населению почти бесплатные длинные кредиты. Мы покупаем эти ничем не обеспеченные фантики и отдаем за них реальные ресурсы – нефть, газ, золото. То есть деньги надо вкладывать в развитие своей экономики, а не чужой.


Иначе все эти пустые слова об увеличении ВВП так и останутся красивым мифом, а Россия – сырьевым придатком развитых стран. А знаете, что нас пока спасает? Беспредел, из-за которого иностранцы боятся вкладывать деньги в нашу страну. Иностранные инвестиции – экономическая интервенция. Иностранцев пускать на рынок можно только при условии развитого собственного производства. К примеру, после внедрения этой программы лет через 20 пусть приходят с Россией конкурировать. А там уж увидим, кто кого.


Светлана Будилкова


Караван-Рос


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе