Противление злу

Писатель Платон Беседин – о жизненной необходимости спасти крымскую «Ясную Поляну»
У Крыма есть своя «Ясная Поляна», неразрывно связанная с Львом Толстым. Расположена она в прибрежном посёлке Гаспра. Перед Ялтой. 
Платон Беседин.
Фото из личного архива

Здесь в 1829 году князь Александр Николаевич Голицын купил участок земли между верхней и нижней дорогами, основав имение «Александрия», где решил построить дворец и разбить парк. Курировать данный вопрос князь попросил свояченицу, княгиню Анну Сергеевну Голицыну. Дама она была властная, решительная, и, например, во время бури на Волге, дабы корабль не затонул, собственноручно срубила мачту. С поставленной задачей Анна Сергеевна справилась блестяще.

После Крымской войны разбитое имение перешло к другой энергичной даме – графине Софье Владимировне Паниной. Она восстановила дом, парк, а когда Лев Николаевич Толстой в 1901 году опаснейше заболел воспалением лёгких, пригласила его погостить у себя в Гаспре.

Сюда, в имение Паниной, к великому писателю приезжали Антон Чехов (он напишет: «Толстому Крым нравится ужасно, возбуждает в нём радость, чисто детскую»), Фёдор Шаляпин, Александр Куприн, Владимир Короленко, Максим Горький. Позже уютнейшие, плодотворнейшие часы здесь проведут Владимир Набоков, Иван Бунин, Осип Мандельштам, Борис Кустодиев, Дмитрий Шостакович.

Имение переживёт и крымское землетрясение 1927 года, и Великую Отечественную войну, после которой его, полуразрушенное, отремонтируют и отдадут под санаторий матери и ребёнка, не слишком  оригинальничая, назвав «Ясной Поляной». Однако бедлама, случившегося после развала СССР, имение, похоже, не пережило. Постсоветская пародия на капитализм обглодала, истрепала его.

Кусок за куском, пядь за пядью от территории санатория отхватывали благодатную землю. Рубили вековые деревья, заливали бетоном тропы, уничтожали памятные места, где Горький просил благословения на литературный путь, Чехов делился замыслами, а Лев Николаевич, рано выходя на прогулку, дышал морским, хвойным воздухом, – чаще всего его сухопарую фигуру видели на царской тропе или на нижней дороге – а после работал над повестью «Хаджи-Мурат». Здесь, уже отлучённый от церкви, он создал свои программные статьи «Что такое религия и в чем сущность ее», «К рабочему классу», «Обращение к молодежи».

Льву Николаевичу так понравилось в Гаспре, в этом романтическом, с элементами готики дворце со стрельчатыми окнами и массивными восьмигранными башнями, что он писал  графине Паниной: «Во внутренней жизни я приобрёл у вас очень много для себя драгоценного. Во внешней же жизни, особенно во время выздоровления, я получил большое наслаждение от прелестной природы».

Я был в крымской «Ясной Поляне» этим летом. Приехал и расстроился, погрустнел. Зрелище невзрачное, убогое, хмурое. Из не обветшалого – только указатели, бело-коричневые, такие установили по всему Крыму. Сам замок, уютный, изящный, стоит запертый, рядом – вход в комнату, где жил Толстой.

– Там уже почти ничего нет, – говорит мне дежурная.

– А экскурсии водят?

– Водят, но там, – она морщится, – никак, в общем. Впрочем, тут так везде…

Корпуса, где живут дети, и, правда, выглядят заброшенно, мрачно. Внутри – ещё хуже: всё какое-то жёлтое, чахоточное, потрескавшееся.

– Да уж, вот так... – разводит руками дежурная.

Мне остаётся сделать то же самое, стоя в начале разбитой лестницы, уходящей к морю. Вокруг – словно скелеты мамонтов, бетонные остовы недостроев, из близлежащего кабака тянет гарью. На склоне – коттеджи, дома, особняки. Громоздятся, толкаются, бьются, обнесённые заборами. И не понять, где заканчивается кастрированная территория «Ясной Поляны», а где начинается коттеджная зона.

– Где же парк? – спрашиваю я у женщины в служебном халатике.

Она недовольно отмахивается:

– Да уже не разберёшь! Эти вот, – сверкает и вновь потухает взглядом в сторону особняков, – всё позахватили…

Чуть выше играют дети, а уже в паре метров, поднимая пыль, ездят машины. Из окна трёхэтажного дома настороженно выглядывает небритая физиономия. Грустно, тоскливо.

Но мерзковатое чувство, казалось бы, достигшее  максимума, только усиливается, стоит увидеть заброшенный фонтан в останках парка. Иссохшее бетонное дно завалено сухими ветками, мусором, бока испещрены вульгарными надписями, рисунками. Посредине – обшарпанная скульптурка.

Почти сразу у фонтана высится металлическая ограда. За ней – новостройки, похожие на пузатые банки. Жилой массив, который построен на месте парка. И ничего что это противоречит закону.

Хожу по бетонным джунглям, фотографирую, – ни деревца, ни травинки, расстояние меж домами такое, что с балконов можно здороваться за руку – меня окликает толстый мужик:

 – Эй, ты что там лазишь?

– Фотографирую. А что нельзя? Это территория парка «Ясной Поляны». Здесь Толстой жил.

– Уже нет! – чеканит мужик. – Теперь здесь живу я!

Мы пререкаемся ещё некоторое время, в итоге всё же находя некое подобие компромисса. Но настроение не улучшается. Слишком тяжело увиденное.

И тем печальнее, что уничтожение парка «Ясной Поляны» – следствие не только украинского наследия, но и нынешнего, уже российского, положения дел. Во дворе девятиэтажного дома, ощетинившись арматурой, красуется свежий новострой. Громоздятся строительные леса, накрыты плёнкой кирпичи, трубы.

Данный участок в 2012 году был передан Главным управлением градостроительства, архитектуры и регионального развития Ялтинского Горсовета депутату Мовсесу Шаликоевичу Авакяну. Хотя это и противоречило утверждённым Министерством культуры и туризма границам использования исторических ареалов Большой Ялты. Позже участок продали гражданину Е. Прохорову, который, имея на руках только свидетельство о собственности на землю и никаких иных разрешительных документов, вырубил многолетние деревья и развернул масштабную стройку.

На просьбу разъяснить ситуацию жителям Гаспры ответили, что, да, мол, строительство ведётся, но никаких мер по его предотвращению не приняли. Хотя начальник департамента архитектуры и градостроительства Ялты В. Приступа (ранее ему инкриминировались противоправные действия по изъятию и передаче в собственность граждан земельных участков природно-заповедного фонда), давший ответ, фактически признал, что у Прохорова не было даже зарегистрированной Декларации о начале строительных работ. Дико и то, что новое здание возводится во дворе девятиэтажки, нарушая все нормы и правила строительства, хотя зона здесь сейсмоопасная.

Разрешения нет. Земельный участок в принципе не предназначен для стройки. Проект не утверждён. Строительные нормы не соблюдаются. Люди выказывают недовольство. Но старой новой власти, похоже, что всё равно. Как и в Украине, уникальный парк крымской «Ясной Поляны», место, имеющее колоссальное значение, неразрывно связанное с выдающимися русскими мыслителями, продолжает оскверняться и уничтожаться. И происходит это мракобесие в Год Литературы.

Любопытно, что первым по данному поводу возмутился не кто-то из крымских писателей, а москвич, замечательный прозаик Александр Снегирёв. Сейчас «Ясную Поляну» передали в ведомство крымской таможни, но печальная ситуация не изменилась. 

Конечно, подобному не место в цивилизованной стране. И крымчане, пробудившие и пробуждённые великой Русской мечтой, явившие всему чудо бескровного воссоединения с Родиной, шли в Россию, прежде всего, чувствуя ментальное, социокультурное, метафизическое единство. Шли оттуда, где долгое время не слишком трепетно относились к их истории, языку, культуре, где Политика Памяти велась в одностороннем порядке, а вещественные проявления этой Памяти уничтожались. Но неужели так ничего и не изменилось?

Отгремел и ещё отдаётся раскатами скандал в Херсонесе. Но от него есть польза: в очередной раз он напомнил нам о том, что без создания шумихи подобные глупости не побороть. Тем важнее обратить внимание на «Ясную Поляну» в Гаспре.

Крым всегда был Меккой русской литературы, точкой сборки русского Логоса. Здесь творили и жили наши великие писатели. Но заряженные ими места силы в украинской действительности оказались разрушены, забыты, ослаблены. Может пора возродить их? Вспомнить, что Крым – это не только выгодное географическое положение и колоссальный военный потенциал, но и сокровищница русского искусства? Вспомнить и освободить памятные места от плена маммоны, от алчной тьмы, поглотившей их.

«Ясная Поляна» в Гаспре должна быть восстановлена, облагорожена, избавлена от незаконной застройки. Здесь необходимо произвести тщательнейшую ревизию – ревизию сакрального, – в должной мере восстановив музей, дворец, парк.  Беспредел на данной исторически важной земле должен пресекаться самым категорическим образом. Необходимо решительнейшее противление злу. И, возможно, тогда наступит торжество Справедливости, торжество Закона, дарящее крымчанам животворное чувство Родины. Родины, хранящей Память, которая не может быть задавлена, осквернена.

 С возрождения таких мест, как «Ясная Поляна» в Гаспре, начинается возрождение Крыма. И всей России.
Автор
Платон Беседин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе