Про Сугубие и Достославие

Огромное количество прекрасных людей замечательно распределяются по двум категориям.

Когда нам было по 16-17 лет, мы с моей тогдашней подружкой Олей Салимовой выделили две категории интересных для нас людей: 1) Люди сугубые (Сугубцы) 2) Люди достославные (Достославцы). Распределяются люди пройдя определенный рубеж качества. 

Не все его проходят. Есть люди недосугубые, но тянущиеся к сугубости, и недодостославные, но тянущиеся к достославию, или идущие к нему верной поступью. И я это отчетливо помню, что если человек не сугуб и не достославен и даже надежд в этом плане не подает - я его внутренне отфильтровываю, не вожу с ним знакомство.

Дэвид Линч, Вернер Херцог. Фото: _titi/ Flickr.com, Kalibos/ wikimedia.org

Сугубцев отличает харизма. Это люди с утрированными качествами, болезненными талантами, люди, зашедшие по собственному пути слишком далеко. Чаще всего они уже не контролируют себя (или сознательно отказываются от контроля). Это прекрасные сумасшедшие, яркие люди, неповторимые, спонтанные замечательные, иногда идеально красивые, иногда грязные и неопрятные. За сугубыми людьми интересно наблюдать, интересно с ними беседовать, к ним стоит прислушаться, но связываться с ними опасно. Почему? - Ну потому что велик шанс что погибнешь. Сугубые люди роют землянки, совершают подвиги, игнорируют опасности, воюют со злом. Они прошли какую-то черту, слишком усугубились. Были слишком честны. Как говорилось в фильме "Песни со второго этажа": "Он писал стихи так, что у него разум помутился"

Сугубым может быть и страшный и лютый Стас Борецкий,и робкий обожатель кроликов - философ Вадим, и фрик, вроде Нины Семеновны ( известной в сети старушки, посещающей все без исключения митинги, до которых может добраться), и в то же время, режиссер Дэйвид Линч, и Винсент Галло, и Каракс, и Никита Михалков. Очень важно, что сугубый человек не обязан быть адекватным, он может совершать нехорошие поступки, делать плохое искусство, но он честен, верен своей усугубившейся искрящей основе. И в этом он свят.

Достославцы же - это достойные люди, имеющие уважение в обществе. Человек достославный нашел свое место, он делает, то, что ему нравится, он успешен и реализован. То, что достославный человек делает, может быть даже и не слишком хорошо, но он спокоен и счастлив, или, по крайней мере, близок к счастью.. Или он счастлив уже тем, что к счастию близок…. В общем и не поймешь сразу как это устроено, но достославие - позитивное и очень уютное состояние (В отличие от сугубости). За достославного человека можно только порадоваться. У него могут быть завистники, к нему можно относиться критически, можно не уважать его, даже презирать ( обычно, достославного человека многие презирают), но помешать ему невозможно! И в этом он тоже светел и свят. Он достославен, и мир идет на встречу, укрепляя достославие. Разумеется, это состояние можно утратить. Чуть оступишься, свет твой поблекнет, и достославие начнет ускользать. Об этом состоянии можно мечтать. Можно его имитировать, но так и не получить. Так как достославие - само по себе талант, поцелуй богов. Смотришь на достославного человека и думаешь: как прекрасно! Вот достославен, к примеру, Владимир Владимирович Познер, и Дмитрий Александрович Пригов был достославен, и Джонни Кеш, и Корней Иванович Чуковский, и Славой Жижек, и Вернер Херцог. По поводу Херцога мне было возразили: "Когда он шел к Лотте Эйснер он был вполне сугубцем" Имеется в виду история, когда Херцог шел пешком от Мюнхена до Парижа, с картой и компасом в руках, «ночуя под мостами», чтобы своей жертвой «выкупить» у бога жизнь Лоты Эйснер. И это резонное возражение. Но я поразмыслила и пришла к выводу, что Вернер Херцог все таки достославный певец сугубая. Все его фильмы про это, все герои, и даже актер Клаус Кински ( про которого есть отдельный прекрасный фильм) абсолютный сугубец. Поэтому Вернер Херцог знает, как следует совершать в критических ситуациях. И когда он шел к Лотте Эйснер, он просто очень хорошо понимал, что сделали бы на его месте сугубые люди. Да, в своей любви к сугубцам Херцог и сам изрядно усугубился. Но ведь очевидно, что за самого Херцога можно только порадоваться. А это означает, что он достославен.

В общем, огромное количество прекрасных людей замечательно распределяются по этим двум категориям. Распределяются люди пройдя определенный рубеж качества. Не все его проходят. Есть люди недосугубые, но тянущиеся к сугубости, и недодостославные, но тянущиеся к достославию, или идущие к нему верной поступью. И я это отчетливо помню, что если человек не сугуб и не достославен и даже надежд в этом плане не подает - я его внутренне отфильтровываю, не вожу с ним знакомство.

Надо признать, некоторые люди могут быть сугубыми и достославными одновременно, но таких единицы. Я не берусь составить список таких людей. Чтобы точно сказать о редком сочетании сугубия и достославия, нужно знать человека довольно близко. Я склоняюсь к мысли, что Дэйвид Линч все-таки сугубо и достославен одновременно. Но среди моих знакомых таких людей вроде бы нет. Мой друг и учитель Сергей Седов все-таки скорее сугуб, достославие его можно оспорить. Лобан тянется к сугубости, но сам не сугуб и не достославен. Миша Местецкий подает надежды, но тоже пока не оформился. Никита Сергеевич, мог бы быть достославен, но постоянно с этого пути срывается его сугубость заносит его то в кабинет президента, то в борьбу с интернет-троллями. Это не мешает мне его любить, но все-таки о редком сочетании сугубости и достославия говорить не приходится.

Честности ради, скажу, что все это было важно про мужчин. То есть изначально у нас с подружкой это и было про мужчин (ну а как иначе), но женщины тоже калибровались подобным образом. К себе предъявлялись те же требования. Я думала о моменте, когда я достигну достославия и напишу книгу "Путь к сугубости". Но я сошла с этого пути, я спасовала. С возрастом, мое отношение к сугубости изменилось из-за ряда неприятных встреч и неблагополучных исходов ( шизофрения, психозы, смерти), плюс неудачный брак. В близи эти люди оказывались для меня разрушительны, моя робкая сугубость под их влиянием трусила и отмирала. Достославие же явно не мой талант.

Позже у нас, уже с Лобаном, появилась пара новых понятий: Люди "подернувшиеся" и люди "душные". Лобан больше специалист по душным людям, он умеет их различить, обозначить и владеет стратегиями общения. А я различаю подернутость, этакую пелену. И я ее не люблю и хочу смахнуть.

Подернутость, это когда у человека под воздействием жизненных обстоятельств над головой образуется разной плотности пелена. И из-за этой пелены восприятие его ослаблено, реакции замедлены, мышление тяготеет к стереотипии. Подернуться можно как после 25, и после 18. так и с малолетства. Что греха таить, это и вовсе в считанные месяцы может произойти с человеком. Есть такая сказка "Федорино горе", там сбежавшая посуда жалуется в следующих выражениях: «Мы поломаны, побиты, Мы помоями облиты" … "Загляни-ка ты в кадушку — И увидишь там лягушку. Загляни-ка ты в ушат — Тараканы там кишат" - это выражение состояния глубокой подернутости, из которой реальная посуда не в сказке, бежать не способна. И человек не способен. Только чудо может вывести его из этого состояния. Но в чудеса я верю. В сказке про Федору происходит такое чудо: посуда возвращается к ней и Федора начищает ее до блеска. Ясно, что Федора и ее посуда - части одной личности, и когда посуда начинает сверкать, Федора тоже оживает. В жизни это устроено сложнее. Не буду углубляться.

В двух словах расскажу про душных людей: Душные, насколько понимаю, это люди культивирующие то, что у них под пеленой сформировалось, зачастую под групповой пеленой. Душные люди заперты в своих (чаще всего групповых) представлениях, у них есть взгляды, принципы, убеждения, которые в сущности всего лишь части адаптивного механизма. Такие люди радуются, если ты заговоришь с ними на одном языке, они обнимут тебя, расцелуют, нальют, дадут денег, устроят на работу, будут милы и щедры, но придут в ярость, если вдруг откажешься от их языка и их системы координат. Они болезненны и ранимы, чутки к предательству, но заперты в своем душном мире. Душные люди зачастую останки не сложившихся, оступившихся достославцев, точнее тех, кто болезненно тянулся к достославию. Это могут быть и подернувшиеся сугубцы, тщетно одержимые достославием. В общем, это больные люди, их много, они часто на руководящих постах, но связываться с ними опасно, хотя не всегда можно их обойти. Лобан, впрочем, как я уже упоминала, владеет некоторыми стратегиями общения с такими людьми. А я не хочу стать таким человеком и мне обидно, если меня за такого человека ошибочно принимают. У меня нет четких принципов и представлений, только ощущения. А я и власть - две вещи несовместные.

Я вспомнила об этих схемах, потому что когда-то они помогали мне структурировать отношение к людям. Последнее время в моей жизни было очень мало новых контактов. А те, что возникали я уже не структурировала. Мои старые знакомые изменились и мутировали, я забыла, как с ними общаться. Моя собственная посуда подернулась. Мне захотелось ее отмыть. И я вспомнила эти забавные схемы. Я не знаю зачем, но может быть они пригодятся.

nedotykomka

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе