Портреты России: Светлана, больничный клоун

Актриса Светлана Сандракова играет в театре, поет в мюзиклах и работает клоуном-волонтером в детских больницах.

Про первый раз

Отделение паллиативной помощи — так хоспис называется по-медицински. Я сначала не поняла, куда пошла. Я видела, что там тяжело больные, я не знала, что значит слово "паллиативная". Я бы, наверное, очень жестко напряглась. Привезли маленького мальчика двух лет. Мы приходим — и я увидела зверенка. Я увидела животный страх перед смертью. У него были настолько испуганные глаза. Тяжело, когда тебя это так ударяет. Надо перестроиться. Бабушка и мама — черные от горя. Ты входишь в это похоронное настроение, запах смерти... Я в первую секунду подумала, что ничего не выйдет. Но у него высохли слезы. Понятно, что это не спасение жизни, но это возможность дать родителям ребенка выдохнуть. Хоть на несколько минут. Хочется верить, что приходит это состояние облегчения.

Про смерть и жалость

Я все думала, что буду плакать, но ничего, нормально. Я воспринимаю больничную клоунаду как работу, стараюсь не зацикливаться на каждом ребенке, на каждой истории.

Первую смерть, конечно, до сих пор помню. Впечатления были сильные. Но я стараюсь не давать этому развития. Я работаю с ребенком, он смеется, забывает о своей болезни хотя бы на 15 минут — я стараюсь жить этим моментом. Я ушла из его палаты — и все. Эта история закончилась. Если ты будешь думать о каждом, ты прогоришь и не будет от тебя пользы.

Бывает, что попадаешь в разные состояния ребенка. Например, после химии. В отделении почки детям дают разные специфические лекарства — они становятся эмоционально закрыты, даже агрессивны. С ними тяжелее работать. Но дети — всегда дети. Этим детям не нужна жалость, их и так каждый пожалеет. Не надо им напоминать, что они болеют.

Кто придумал больничных клоунов

В Америке есть два "светила" — Майкл Кристенсен и Пэтч Адамс. Они начали это около 30 лет назад. Про Адамса сняли фильм с Робби Уильямсом в главной роли. Но мне кажется, что больничную клоунаду все-таки не американцы первые придумали. Это старая идея. Недавно мы с друзьями нашли гравюры, по-моему, XIX века, на них изображены палаты, где лежат дети. Вокруг детей бегают клоуны на ходулях и жонглеры.

Как стать больничным клоуном

Первый больничный клоун в России — Костя Седов. Он начал ходить по больницам лет пять назад. Мы с ним познакомились три года назад — в походе на Байкале. Костя позвал меня в клоуны, я подумала и согласилась, прошла кастинг — все было очень серьезно. Три месяца мы занимались, нам читали лекции врачи и медсестры, психологи и сам Костя Седов.

Было три этапа. Многие не выдерживали, уходили, кого-то просили уйти. Бывает, человек приходит с большой душой и сердцем, а потом в процессе работы понимает, что плачет все время. Больничный клоун должен что-то отдавать, а не тянуть и не тратить нервы. Лучше потратить эмоции на родных дома.

Я была в Израиле на повышении квалификации. В городе Хайфа есть университет с факультетом "Клоунада". Студенты учатся там три года, получают диплом, потом идут работать в больницы. В прошлом году они отмечали 10 лет, собирали клоунов со всех стран. И в Израиле, и в Европе ребята за это получают деньги.

Конечно, проблема в том, что актеров сложно позвать в волонтеры. Во Франции, в Италии этим занимаются профессиональные актеры, они могут уйти из театра и не потерять в деньгах. У нас это бесплатная работа.

Про работу

Мы ходим парой с девушкой. Как выяснилось на практике, это самое удобное. Если один тормозит, то другой поддержит. Песенку дома отрепетируем, пожонглируем... Заранее ничего не придумываем. Не знаем, что будет. Ты никогда не знаешь, в каком состоянии ребенок. Он, может, тебя рад видеть, но он плохо себя чувствует. Может просто на тебя смотреть. Это не значит, что он тебе не рад. Ты человек из другого мира, тем более клоун. Ты друг. Ребенок не может ругнуться на маму, на врача, а тебя может пнуть или послать. Это тоже можно обыграть.

Про Лешу

Бывают такие подростки, которые могут и матом тебя послать. У нас есть в больнице Солнцево мальчик Леша, ему 16 лет. Я ни разу не видела у Леши родителей в палате. С ним всегда сиделка. Но он же взрослый и все понимает.

Я начала к нему ходить, потом ему ампутировали ногу. Я пришла к нему после ампутации — он сидел, отвернувшись спиной, и ни с кем не хотел общаться. У него был сосед, с которым я начала работать — и пускать какие-то шутки в сторону Леши. Шутки рождаются по ситуации. При следующей встрече колясочка Леши была повернута в нашу сторону. Теперь мы приходим, и он нам рад.

Почему-то у него в палате шутки получаются — связанные с ногами. Есть такая игрушечная курица резиновая, очень смешная. Чтоб ее пульнуть, надо ее оттянуть за ноги. И он однажды ей случайно ногу оторвал. Мы эту неловкость замяли. Потом вышли из палаты и выдохнули. Главное — чтоб ребенок расслабился. Если он на 5 минут забыл о своей болезни — уже счастье. Это очень круто.

Про нервы

Если такая работа влияет на твою жизнь, это нездорово. Я воспринимаю это как работу. Не хочется громких слов о призвании. Воспринимаю это как десятину, что ли. Мне кажется, я отдаю достаточно. Понятно, что если не ставить "блок", просто не смогу работать. "Как сам-то? Ничего? В туалет сходил? Ну, и слава Богу". Чем проще, тем лучше.

Больница вдохновляет. Видишь, что тебя ждут. Что всё не просто так. Лучшие выходы получаются, когда ты без сил. Из больницы ты выходишь без сил, но на подъеме.

Про взрослых

У больных детей бывают крутые родители, очень сильные и позитивные. Но таких — единицы. В основном — мамочки, которые сидят месяцами. Мы же клоуны, стараемся их тоже повеселить.

Я ни разу не работала со взрослыми пациентами, а в Израиле пришлось. Я боялась. Там был дедушка, который лежал и не двигался даже, а с нами — песни пел и веселился.

Про Россию

В России больничной клоунадой очень тяжело заниматься. В наших больницах не все нам доверяют. Надо договариваться, доказывать, показывать видео, презентацию, сертификаты. В провинции в больницах — русская жесть: тараканы, облезлые стены. Там люди пьют. Врачи понимают, что развлекать людей надо другими способами. Но в Волгограде, например, нас любят и ждут.

Москва — все-таки столица. Когда мы начинали работать год назад, нас принимали сдержанно. Мы были в подвешенном состоянии. Мы могли прийти, а там переодевалка закрыта. Мы, как бедные родственники: "Простите за искусство, дайте поработать". А сейчас приходим — нам улыбаются, даже обедом кормят, принимают как родных.

В этом есть большая польза. Хочется, чтобы это развивалось. Россия-матушка необъятная.

Про космос

В детстве я мечтала быть космонавтом, тренировалась: каталась на качелях и выпрыгивала в последний момент, строила ракету из картона, читала книги по астрофизике. Написала письмо Светлане Савицкой в звездный городок. Она мне так и не ответила. Это была моя первая трагедия.

Про ГИТИС

Вторая мечта — балет, конечно. Занималась с трех лет, но я была такой "пирожок". В итоге забросила. Пела в ансамбле имени Локтева, поступила в музучилище, параллельно начала работать концертмейстером в нашем ансамбле. Пришла пора поступать в консерваторию. Я проходила мимо ГИТИСа, вспомнила, что у меня была мечта. Я зашла, почитала, поплакала, попела, потанцевала. И меня взяли, минуя два конкурса. Я только сочинение провалила — написала на "двойку". Меня нашли ревущей под лестницей, а потом пришла — и выяснилось, что с красным дипломом никакого сочинения и не нужно было. Так вот весело я поступила в ГИТИС.

Про театр, кино и музыку

Я актриса, работаю в театре. Работала в кукольном театре, в музыкальном, оперном. Немножечко снимаюсь в кино, в сериальчиках. Преподаю студентам-вокалистам сценическую речь, руковожу своим хором в Высшей школе экономики, называется "Форс-мажор". Вообще, у меня есть идея — сделать хоровой театр: с движением, с креативом, с инструментами. Много дел у меня. Но чем больше делаешь, тем больше успеваешь.

Текст: Александра Суперека

PublicPost

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе