По воде как посуху

В Ярославский водоканал заплыл французский инвестор

Принято решение о переходе управления «Ярославльводоканалом» к частной компании. При поддержке правительства региона депутаты муниципалитета решились на этот беспрецедентный шаг. В областной центр пришла французская компания «Сюэз», «дочка» крупной корпорации «Газ де Франс» – аналога «Газпрома».

Подготовка началась три года назад, когда муниципальное предприятие «Ярославльводоканал» преобразовали в открытое акционерное общество. Все акции отошли Ярославлю. Тогда и занялись поиском частного инвестора, который бы уменьшил издержки, вложился в модернизацию и не забыл о качестве воды. Затем акцент сместился с учетом практической стороны дела.

– Без «Ярославльводоканала» не сбалансировать бюджет. Был выбор: продавать акции предприятия или найти другие варианты. Мы не хотим терять контроль над имущественным комплексом, – заявил 4 мая на заседании муниципалитета мэр Виктор Волончунас.

Дефицит городской казны 2011 года и вправду велик – более 1,6 млрд. рублей. Однако критерием оценки сделки является социальная ответственность инвестора. Любой Водоканал – не только бизнес, но и объект жизнеобеспечения.

Ярославль станет одним из первопроходцев в таком сложном деле, как вхождение зарубежного бизнеса в водно-коммунальное хозяйство. Таких примеров в России пока два: в районном Арзамасе Нижегородской области и областном Томске.

Здесь нет дискриминации отечественных инвесторов. Они в водное хозяйство, увы, идут неохотно. Ситуация, когда основные фонды остаются в распоряжении муниципалитета, а управляют ими частные операторы, не вызывает энтузиазма предпринимателей в силу политизированности этого сегмента социально ориентированной экономики. Необходимость «отбить» инвестиции, как правило, отражается на тарифе. А важность его регулирования в целях снятия социальной напряженности никто не отменял. Между тем, по данным Росстата РФ, инвестиционные потребности отрасли превышают 30 процентов стоимости основных «водных» фондов страны (почти 1 трлн. рублей). Построенные в 1960–1970-х годах объекты водоснабжения без модернизации вряд ли смогут обеспечить качество очистки.

Ярославская действительность от российской не отличается. В прошлом году Росприроднадзор провел анализ сточных вод, спускаемых в Волгу. Выяснилось, что нормы вредных веществ превышены. «Ярославльводоканал» оштрафовали на 30 тысяч рублей.

Областной центр имеет опыт кредитования модернизации водно-коммунального хозяйства Европейским банком реконструкции и развития в 490 млн. рублей. Но деньги выделяются под гарантии местных бюджетов. Такую же линию выдерживает Внешэкономбанк. Дефицит городского бюджета, который и стал катализатором передачи управления «Ярославльводоканалом», вынудил отказаться от займов.

– Нужен был инвестор, который бы принес финансовый ресурс в бюджет, – определенно высказался заместитель мэра Андрей Данц.

Понятно, что никто просто так деньги не даст. Поэтому руководители города и региона ответственно подходят к контракту с французскими партнерами, чтобы экономия не обернулась бюджетными затратами.

Конечно, в федеральном законе об основах регулирования тарифов есть положение о том, что тарифы должны обеспечивать возврат вложенных денег плюс заработок инвестора. Однако водоснабжение находится в компетенции муниципальных образований, а значит, федеральных финансовых гарантий здесь быть не может. Именно местным властям придется «с листа» находить возможности учета интересов иностранного бизнес-партнера и жителей. А это не так-то просто. Например, томские власти озабочены тем, что новый управленец тамошнего Водоканала, тоже французская компания, попытается лоббировать увеличение инвестиционной составляющей в тарифах.

Жителям Ярославля подобная ситуация вряд ли грозит. Заместитель директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Александр Минькин напомнил, что тарифы на водоснабжение и водоотведение устанавливает государство. Новая схема управления Водоканалом их принципиально не изменит:

– Предельный рост тарифов не превысит уровня прогнозируемой инфляции, то есть, к примеру, на 2012 год это составит 6–7 процентов. С перспективой снижения согласно стратегической линии российского правительства.

В любом случае необходимы методы эффективного контроля над новым игроком ярославского рынка – с целью добиться выполнения всех его обязательств. Ради этой благой цели и затеяны перемены, которые, хочется верить, будут только к лучшему.

Игорь ВЕЛЕТМИНСКИЙ

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе