Отступать некуда – за нами Москва

Переславский район всегда был для Ярославской области чем-то вроде богатого племянника, живущего в столице. Он и в составе региона-то появился одним из последних. И ориентация на Москву здесь всегда была предельно высокой. А чего ж – до столицы ровно такое же расстояние, сколько и до областного центра. Плюс – близость владимирских и тверских земель. Центр мира – живи и радуйся… 

Из князей – в кризис  

И район, в общем, радовался еще в относительно недавние времена. В середине 90-х годов наблюдалась парадоксальная картина: город Переславль с еще живым «Славичем», активно развивающимся «Литом», всемирно известным «Новым миром» и прочими промышленными гигантами, что ни день, просил у областного центра дотаций. Район же, располагавший от силы рестораном «Лесная сказка» да Купанским торфопредприятием, не только обходился без помощи, но и сам периодически «с барского плеча» жаловал области «на бедность». То мебель офисную, то автобусы подержанные… 


Конечно, это изобилие взялось не само по себе. Глава района Хасанби Шопаров, имевший в единомышленниках прежнего губернатора области, для всех предпринимателей, приходивших на Переславскую землю, устанавливал налоговые нагрузки по минимуму. Естественно, выбирая между городом и районом, большая часть предпринимателей выбирала район. 

Вся работа этой отлаженной системы стала буксовать еще при прежнем руководстве – большая часть налогов стала уходить федеральному центру, а меньшая оказалась неспособной закрыть бюджетную «дыру». К тому же не оправдались ставки на «сельскую промышленность» – большая часть промышленных предприятий района не выдержала конкуренции. Тут расположение района сыграло скорее в минус – товар в него шел из трех-четырех регионов. Сгорела «Лесная сказка» (правда, довольно быстро ее отстроили вновь). 

А время шло – и по мере его течения оказывалось, что есть и другие плюсы, тоже обернувшиеся минусами. К примеру, в начале восьмидесятых, когда еще не закончились вялые попытки реализации «продовольственной программы КПСС», практически у каждого крупного сельскохозяйственного комплекса была возведена солидной мощности котельная. Сегодня этим «очагам энергетики» исполняется тридцать лет – а работают они по-прежнему на жидком топливе. Избавиться от этого «наследия прошлого» невозможно – на нем завязана социальная сфера многих деревень и поселков. А эксплуатировать – очень дорого: выливается это в такие суммы, что ежегодно район получает до сорока процентов дотаций из областного бюджета. 

Два года на подсчеты 

По словам губернатора области Сергея Вахрукова, эта ситуация особенно нетерпима потому, что район продолжает оставаться «лакомым кусочком» для столичных жителей. Причем «лакомый» он в двух смыслах: и от дома недалеко, и инфраструктура обходится в копейки. Получается удручающая картина: средства из областного бюджета идут вроде бы на поддержание переславского крестьянина, а пользуются ими московские дачники, которых в некоторых деревнях сегодня – большинство. 

Именно этим вопросам было посвящено выездное заседание правительства области, состоявшееся в Переславском районе. Конечно, разгрести все завалы, накопившиеся в районе, да еще и накануне начала отопительного сезона, просто нереально. Однако направления движения по выходу из «переславской бюджетной аномалии» удалось определить. 

Во-первых, это курс на газификацию наиболее крупных сельских поселений района. По словам начальника управления аппарата администрации района Александра Гуренко, наиболее «близкой» к газификации является котельная поселка Кубринск. 

Второе направление – оптимизация расходования бюджетных средств. К примеру, если школа в Берендееве периодически учила детей в меньшем количестве, чем содержала педагогов, то, наверное, затраты на одного ученика имели опосредованное отношение к образовательному стандарту. Ездить в соседнее село на школьном автобусе – радость, конечно, маленькая. Но учиться в аварийном здании при таком соотношении учителей и учеников – тоже не выход. И это только один пример. 

И третья задача, обозначенная губернатором, – самая, наверное, сложная. Обеспечить эффективный менеджмент в сфере ЖКХ. А именно – вывести из числа «иждивенцев» хотя бы тех москвичей, которые живут в районе. Уровень доходов у них, как правило, такой, что не областной бюджет должен их дотировать, а скорее, наоборот, они должны обеспечивать наполнение местного бюджета. 

Нельзя сказать, что местная власть вообще ничего не предпринимает. По словам Александра Гуренко, с первых дней работы в своем нынешнем составе руководство района скрупулезно инвентаризирует всю свою инфраструктуру. Работа эта, что и говорить, нужная, поскольку, для того чтобы что-то реформировать, нужно знать, в каком состоянии оно находится и есть ли оно вообще. Но! С одной стороны, два года, уже потраченные на такую работу, делают ее отчасти бессмысленной и в принципе бесконечной – за это время и колодец может обвалиться, и водопровод, уже обревизованный, прорваться, и скважина забиться песком. А с другой – не так уж все и запущено в районе, чтобы годами намечать перспективы. Ту же дорожную сеть прежнее руководство передало в практически идеальном состоянии. К тому же нынешний глава местного самоуправления Александр Рычков, прежде чем заступить на должность, довольно долго исполнял обязанности главы местного самоуправления. То есть от инвентаризации уже пора бы переходить к эффективному использованию имеющейся инфраструктуры. 

Близость столицы – благо или зло? 

И если посмотреть на этот вопрос несколько глубже, получается, что близость столицы благо настолько же, насколько и «засада». Если взглянуть на карту сельских поселений, окажется, что самые проблемные – те, что ближе всего к Москве и находятся рядом с железной дорогой. По здравой логике должно быть наоборот. Но зачем здравая логика, если в двух часах езды – столица, еще год назад испытывавшая страшную потребность в рабочей силе? Из самого Переславля в Первопрестольную на автобусе не выгодно. А на электричке – почему бы нет? Естественно, именно в сельских поселениях, ориентированных таким образом, количество неприкаянных рабочих рук, привыкших к очень длинным московским рублям, оказалось наибольшим. 

В этой ситуации напрашивается вопрос: если все так непросто, есть ли у района шансы на изменения к лучшему? Судя по всему, да, и чтобы это понять, не нужно ходить далеко. Достаточно взять город Переславль-Залесский. В ближайший отопительный сезон он входит приблизительно с такой же крупной дрожью, как и район. Но, с другой стороны, на этой крохотной территории даже в кризис появляются новые инвесторы – при том, что особых послаблений им здесь не дают. Зато четко обозначают перспективы – причем и самые отдаленные. Холят и лелеют кадры – найдите еще уездный город такого масштаба с собственным университетом. Создают условия для самореализации молодежи – практически в любых областных спортивных соревнованиях один-два переславских атлета отвоевывают места на пьедестале. Конечно, не все можно воплотить в сельском районе в аналогичном варианте, но общее направление, наверное, понятно – даже со столицей не только можно, но и должно быть на равных в партнерских отношениях. И тогда сегодняшние минусы района вполне могут сложиться в плюсы. 

Анатолий КОНОНЕЦ

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе