Окно в большой мир

Занятия кинотерапией помогают сиротам адаптироваться к жизни

В пространстве киноклуба в ребятах раскрывается их потенциал — они активно обсуждают тему фильма, участвуют в упражнениях, выполняют задания.

© РИА Новости. Кирилл Каллиников

Три года назад молодые педагоги, занимавшиеся проблемами детей-сирот, Алексей Газарян и Мария Климашкина стали устраивать для ребят из детских домов совместные просмотры фильмов. Сейчас это начинание выросло в благотворительный проект — киноклуб «Учимся смотреть кино».

Представьте, вы инопланетянин, готовящийся отправиться на нашу планету, и единственная возможность понять, как контактировать с людьми, заключена в самых обычных фильмах. Если здесь и есть некоторое преувеличение, то совсем небольшое. В последние несколько лет широко говорится о том, что дети-сироты не готовы к самостоятельной жизни, выпускники детских домов не владеют самыми простыми бытовыми навыками, ведь они привыкли жить на всем готовом, однако проблемы такого рода все-таки решаемы. Главные же трудности кроются в области восприятия мира и себя в нем, умения взаимодействовать и общаться с людьми.

«Если ты прожил всю жизнь или несколько лет в изоляции детского дома, твое понимание себя и окружающего мира неизбежно будет существенно отличаться от мировоззрения ровесника, выросшего в семье, — говорит организатор клуба Мария. — Жизнь в учреждении искажает представление о таких, казалось бы, простых вещах, как семья, дружба, успех».

Кино — одна из возможностей рассказать детям об «отрезанном» от них мире, поговорить об отношениях, чувствах, призвании, счастье, таланте, способностях и умениях, жизни в детском доме и будущем после него.

Занятия

Как и в любом киноклубе, здесь важен не факт просмотра фильма, а следующее за ним обсуждение. Перед тем как начать просмотр, ведущий обязательно делает небольшое вступление, рассказывает предысторию фильма и акцентирует внимание на нужных и важных именно для детей проблемах. Сложный артхаус и совсем уж бессмысленные голливудские фильмы по понятным причинам не используются, хотя, например, «Хэнкок» вполне подходит для просмотра. Помимо сцен драк и перестрелок там есть и очень актуальные для детей темы одиночества и взаимоотношений с окружающими людьми.

После просмотра дети с помощью ведущего обсуждают фильм: что и почему понравилось, какие были мотивы у героев и т.д. Пытаются разобраться, как можно было разрешить конфликтные ситуации, выйти из сложного положения, если бы они оказались на месте героя. Попутно объясняются сложные слова, житейские вещи, очевидные для нас, но недоступные для детей. Что такое пюпитр, чем отличается банкет от фуршета, как различают голоса певцов — откуда еще им об этом узнать, если не из фильма.

Стать кинотерапевтомУзнать больше о методах кинотерапии и помочь организаторам киноклуба «Учимся смотреть кино» можно на сайте cinema-learning.ru или написав письмо на foster2020@yandex.ru.

«Хористы»

В этот раз в киноклубе показывают фильм «Хористы» про интернат для трудных, или, как назвал кто-то из ребят, «труднодоступных» подростков. В качестве отправной точки ведущий спрашивает у детей, какими качествами должен обладать психолог в детском доме.

— Давайте поможем моему другу, психологу в детском доме, и расскажем ему, как налаживать контакт с ребятами, — предлагает Алексей, ведущий сегодня кинопросмотр.

— Не отправлять в психушку! — тут же раздается чей-то голос из зала под одобрительный смех.

— Не писать плохие характеристики.

— Уважать детей, слышать мнение ребенка.

На вопрос ведущего, как нужно было поступить с главным хулиганом из интерната, от одних и тех же ребят выдвигается два «равнозначных» совета: поговорить по душам, спросить, что именно не нравится, либо накачать успокоительными и привязать к кровати. Второй вариант, безусловно, не оценивается как очень удачный, но и экстраординарным он им не кажется.

Даже если в детдоме замечательные воспитатели, системе в целом абсолютно все равно, комфортно ли в ней существовать

На занятия стараются не приглашать воспитателей.

«Независимо от их характера и профессионализма дети в их присутствии чувствуют себя скованнее. Нам же очень важна атмосфера свободы, в которой никто не будет требовать правильных ответов или обязательного выполнения заданий, — поясняет Алексей. — Проблема не в том, что у детей не сформировано собственное мнение о героях, они не считают его важным и достойным упоминания. Ребенок, оказавшийся в детском доме, становится никому не интересен, он должен делать определенные вещи независимо от своих желаний. Даже если в детдоме замечательные воспитатели, системе в целом абсолютно все равно, комфортно ли в ней существовать».

Вот, например, главный заводила — больше всех разговаривает, комментирует, возле него целая группа союзников. На максимальном от него расстоянии сидит щуплый тихий мальчик, который не только не отвечает на вопросы, но буквально пытается закрыться, спрятаться от них. «Это моя личная драма, — расскажет потом Алексей. — Он попал в детдом всего лишь три года назад и тогда был самым ярким и активным мальчиком из всей группы. Никого не боялся, не стеснялся, всегда придумывал что-то новое. Сейчас заставить его говорить, высказать свое мнение очень сложно. Его не обижали другие дети или воспитатели, его задавила сама система, в которой он ничего не значит и не решает».

В пространстве киноклуба в ребятах раскрывается их потенциал — они активно обсуждают тему фильма, участвуют в упражнениях, выполняют задания. При этом действительно некоторые из участников с трудом пишут и читают.

«И наша задача, — рассказывает Мария, — помочь детям говорить, выражать собственные мысли, сопереживать. По сути, именно для этого и создавался киноклуб».

Какие фильмы смотрят

«1+1»

Темы для обсуждения: виды взаимодействия людей (партнерство, симбиоз, паразитизм, дружба, сотрудничество, подчинение и т.п.), ограниченные ресурсы и возможности, достоинства и положительные качества разных людей.

«В погоне за счастьем»

Темы для обсуждения: счастье, этапы жизни, ресурсы сохранения семьи, преодоление кризисных моментов в жизни, достижение успеха, мужественность, мужские качества.

«Город ангелов»

Темы для обсуждения: особенности человеческой жизни, отличия человека от животных, радости и удовольствия в жизни, ценности, смерть и жизнь после смерти.

«Дьявол носит Prada»

Темы для обсуждения: карьера, трудовое поведение, баланс между работой и домом, отношения с друзьями, опыт работы и резюме, самопрезентация, роль внешности в карьере и жизни.

«Фред, брат Санта-Клауса»

Темы для обсуждения: конкуренция, несправедливое отношение к детям, разница между «добрый» и «добренький», обманчивость внешности и поведения.

«Хористы»

Темы для обсуждения: трудности жизни в приюте, успех педагога, роль атмосферы, уважение к детям, воспитатели и воспитанники.

«Хэнкок»

Темы для обсуждения: имидж и репутация, грубое поведение, одиночество, выбор между личной жизнью и служением людям.

Кинотерапия

В России профессиональное сообщество людей, занимающихся кинотерапией, пока еще очень разрозненно. Маленькие киноклубы, работающие с сиротами, возникают в разных городах, но им редко удается успешно обмениваться опытом. Алексею и Марии пришлось фактически с нуля разрабатывать методы занятий с детьми. Совсем недавно научным руководителем киноклуба стал специалист по кинотерапии из Самары, практикующий психотерапевт Сергей Березин, который уже 17 лет занимается данным направлением психологии.

«Мы занимались и с молодыми мамами, которые не знали, как общаться с маленькими детьми. Девушки, не жившие в семье, испытывают разные трудности при создании своей»

Кинотерапия может использоваться как групповой метод работы психолога с разными людьми — семейными парами, детьми и родителями, людьми, стремящимися к личностному росту. По словам Березина, кинотерапия позволяет научиться отделять объективное содержание фильма от субъективного восприятия, искажения и замещения своими комплексами и проблемами. Способность адекватно понимать содержание фильма переносится на понимание жизни, себя и отношений с людьми. Участники кинотерапии учатся слышать в словах собеседника ровно то, что сказано, а не «имелось в виду».

Кинотерапия помогает разным людям, однако именно для детей и выпускников детских домов становится особенно важной. «Мы занимались и с молодыми мамами, которые попросту не знали, как общаться с маленькими детьми, — рассказывает Мария. — Девушки, не жившие в семье, испытывают разные трудности при создании своей. Если ребенок плачет, молодая мама может оставить малыша на несколько часов одного или совсем не знать, как, например, играть с ребенком, потому что у нее самой в детском доме не было подобного опыта и примера».

Мария и Алексей уже больше двух лет занимаются с группой из 15 человек из коррекционного детского дома №9. Брать новых детей не имеет смысла: процесс налаживания общения, «раскрытия» ребенка долгий и сложный, за пару занятий тут не управиться. Занятия с детьми по методу киноклуба требуют определенного понимания темы, специфики работы с воспитанниками детских домов, подготовки и сил для ведения, поэтому пока кинотерапией с детьми-сиротами занимаются немногие, хотя запрос со стороны детских домов и их воспитанников есть.

Елизавета Подшивалова

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе