О десяти медведевских ударах

Первая реакция на небывало жёсткую речь президента Медведева в Магнитогорске у множества наблюдателей расположилась между «где ты раньше был» и «лучше поздно, чем никогда». Так говорили не только те, кто одобряет предложенные меры по спасению здешнего инвестклимата (см. стр. 8). Противники этих мер тоже считают, что определённость лучше, чем неопределённость. Медведевские десять пунктов — программа не просто действий, но действий быстрых; судить о том, что и в какой мере из неё реализуется, можно будет очень скоро — и тогда многое станет яснее. Ведь кое-что уже и начало проясняться, особенно по самым острым пунктам: по снижению свежеподнятых страховых взносов — и по удалению крупных чиновников из руководства госкомпаний.
Вокруг ставки страховых взносов могла бы развернуться содержательная дискуссия, если бы «партия стабильности» и «партия прогресса» существовали не только в политологических докладах. Но в реальности они менее действенны, чем на бумаге, и вместо дискуссии звучат пока только вопросы. Да, правительство, повышая ставку с 24 до 36 процентов, имело в виду поддержать стабильность Пенсионного фонда. Да, президент, требуя понизить ставки примерно до прежнего уровня, стремится вернуть возможность прогресса в экономике. Оба стремления и понятны — и слабо фундированы. Что повышение страховых взносов чрезмерно, не знал только тот, кто не хотел знать. Но потребовалось это повышение провести и убедиться, что началась предсказуемая на него реакция — возвращение бизнеса к серым зарплатным схемам, — чтобы власть (этот пункт медведевской речи, несомненно, был заранее согласован с премьером) согласилась передумать. А теперь она не знает, чем заместить выпадающие из бюджета доходы. Оба высказанных до сих пор предложения, хотя и чрезвычайно разумны, не допускают спешной реализации. Сокращать неэффективные госзакупки, без сомнения, нужно, но быстро это делается только через банальную урезку ассигнований, а она сократит что угодно, кроме коррупции («Папа, ты теперь будешь меньше пить?» — «Нет, сынок, это ты теперь будешь меньше есть»). Поднимать акцизы на водку и табак необходимо со всех точек зрения, но резкое их повышение — особенно в предвыборную пору — неприемлемо. Почему с поручением решить эту проблему дотянули до сего дня, понять нелегко.

А вот предложение президента исключить «профильных руководителей правительства» из советов директоров госкомпаний, кажется, не прошло предварительных согласований. Во всяком случае, в ответ раздалось глухое ворчание «из окружения г-на Сечина». Цитирую по «Коммерсанту»: «Ни один независимый западный менеджер таких успехов (в “Роснефти”. — А. П.) не добьётся». Можно любить и не любить г-на Сечина (в частности, в роли главы СД «Роснефти»), но нельзя не видеть, что на кону оказалась гораздо более важная вещь, чем чьи бы то ни было личные интересы. Чиновники в советах директоров — неотъемлемая часть действующей сегодня модели управления не только госкомпаниями, но и всей экономикой. Изымая эту часть, президент в очень заметной степени ослабит всю модель. Я согласен: модель совсем не хороша; плюсов, которые теоретически могли бы проистечь из столь сильного огосударствления экономики, как-то всё не видно, зато все теоретически возможные минусы, от низкой эффективности до коррупции, реализуются бесперебойно. Так ведь мало эту модель демонтировать, надо чем-то её заменять, но про то в магнитогорской речи не сказано ни слова.

(Не исключено, что президент просто не видит тут проблемы: предложение об уходе чиновников из госкомпаний дано через запятую с предложением зафиксировать и обнародовать график приватизации этих компаний. Мол, продадим — и всё; никакой новой модели управления и не понадобится. Жаль, если так. Продать всё подряд по графику иностранцам — слабый ответ на модернизационный вызов. Да и не даст сплочённая система чиновного капитализма разом вырвать из себя такой кусок.)

Зато в речи есть едва ли не полный набор всего, о чём мечтает бизнес. Кроме снижения налогов тут и особый порядок рассмотрения жалоб на коррупцию, и отмена ведомственных актов, затрудняющих ведение бизнеса, и повышение качества государственных услуг бизнесу (визы, таможня, почта и прочее), и что хотите. К сожалению, не все посулы вселяют оптимизм. Скажем, пункт о доступе миноритариев публичных компаний к информации. Всем бы он хорош, но основным путём борьбы за такой доступ опять названо совершенствование законодательства. Между тем всякий, кто дрался с гос­компаниями за информацию, прекрасно знает, что действующих норм достаточно. Вопрос не в очередной поправке к Закону об акционерных обществах, а в том, чтобы суды перестали прогибаться перед чиновниками, отказывая миноритариям в очевидно правомочных исках. А раз президент основной причины неблагополучия не называет, держать карман слишком уж широко не стоит. Или пункт об обязательной публичности расследования (результатов расследования) обвинений в коррупции. Он вселил бы в публику прекраснейшие надежды, кабы не было газет. Но в газетах написано, что на следующий день после своей речи президент уволил десять милицейских генералов, не назвав причин (очевидно, ни в одном случае из десяти коррупцией не пахло). Написано, что президент, вызвав непристойно рассорившихся — из-за обвинений в коррупции! — генерального прокурора и главу Следственного комитета, «развёл их по углам» и наказал не выносить раздоров на публику. Прочтя всё это, публика уже меньше ликует по поводу процитированного пункта. Ну и так далее.

Что ж, посмотрим, как пойдёт реализация президентских тезисов. Ясно, что пойдёт она очень трудно (хотя бы потому, что подразумевает возведение Минэкономики в ранг сверхминистерства, чему будет активно препятствовать давнее сверхминистерство — Минфин); но будем надеяться, что каких-то ощутимых для себя результатов дождётся и бизнес. Ведь свобода лучше, чем несвобода. И прозрачность лучше, чем непрозрачность. И, вероятно, пообещать бизнесу много-много всего и дать немножко — тоже лучше, чем ничего не давать. И вообще: если вам что-то щедро обещают, это означает, что о вас хотя бы вспомнили.              

Александр Привалов

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе