О введении экологических стандартов власти задумались в начале 2000-х годов. Европа тогда уже давно перешла на стандарт «Евро-3», который действует в России сегодня. Предполагалось, что отечественный автопром перейдет на выпуск автомобилей «Евро-2» в 2004 году, «Евро-3» – в 2006-м, а с 1 января 2008 года будет обязательным выпуск автомобилей не ниже класса «Евро-4». Однако российские автозаводы, от которых переход к каждому новому экологическому стандарту требовал дополнительных затрат, добавлявших в конечном счете к цене машины в среднем 200 – 300 долларов, а также нефтяники, не особенно спешившие инвестировать в новые виды топлива, были не готовы к столь стремительному развитию событий. Благодаря усилиям автомобильного и нефтяного лобби процесс затянулся. В итоге стандарт «Евро-2» продержался в России до 2008 года.
Сейчас отечественные автопроизводители отстают от европейских по экологическим нормам как минимум на семь лет. Стандарт «Евро-4», который был введен в Европе еще в 2005 году, у нас должен был заработать с 2012 года. Его планировалось ввести в 2010 году, но в кризис уменьшился спрос на автомобили, что сказалось самым серьезным образом на финансовом положении автозаводов, и чиновники отсрочили переход. С 2010 года «Евро-4» был введен в России лишь частично – для импортных автомобилей, а также новых разработок российского автопрома. Старые же «пятерки» и «семерки», которые менеджмент «АвтоВАЗа» не один год обещает снять с конвейера, а также УАЗы и КамАЗы получили поблажку в виде двухлетнего переходного периода.
И эксперты, и автопроизводители пришли к единому мнению, что дальше тянуть с введением новых стандартов нельзя, и надеялись, что переход с 2012 года на «Евро-4» все-таки состоится.
Тем не менее 7 сентября состоялось заседание президиума правительства РФ, в ходе которого были приняты изменения в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Ими вводятся новые сроки перехода на экологические классы топлива. Так, выпуск в оборот автомобильного бензина и дизельного топлива класса «Евро-2» допускается до 31 декабря 2012 года, «Евро-3» – до 31 декабря 2014 года, «Евро-4» – до 31 декабря 2015 года. Срок выпуска топлива класса «Евро-5» не ограничен.
Из технического регламента также будет исключен показатель «октановое число автомобильного бензина». Он характеризует потребительские свойства топлива и не связан с его экологичностью и безопасностью. Теперь на АЗС и товарных чеках будут указывать качество топлива, то есть его экологический класс.
Кроме того, принятым постановлением предлагается ввести санкции в отношении компаний, не выполняющих сроки модернизации нефтеперерабатывающих заводов.
Как отметил министр энергетики РФ Сергей Шматко, необходимость введения изменений обусловлена сегодняшними реалиями. Более половины всех автомобилей российского автопарка потребляет топливо качества ниже класса 3. Предпринятые меры позволят исключить возникновение угрозы дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке, а также будут способствовать обеспечению потребителей высококачественным топливом в соответствии с темпами обновления отечественного автопарка.
Шматко напомнил, что процесс перехода на более современные экологические стандарты топлива должен быть постепенным. Кроме того, большинство россиян не должно испытывать дискомфорт в период модернизации нефтепереработки.
Это решение явно не понравится нашим моторостроителям. Так, например, Группа ГАЗ оценила свои вложения в переход на новый стандарт топлива «Евро-4», введение которого планировалось с 1 января 2012 года, в 15 млрд. рублей. Вот-вот должно начаться производство нового дизельного двигателя ЯМЗ-530 стандарта «Евро-4» на Ярославском моторном заводе. В перспективе планировалось изготовление двигателей стандартов «Евро-5» и «Евро-6». Теперь инвестиционная программа под угрозой. Ведь заправлять новый двигатель будет нечем, а топливо низшего качества, скорее всего, загубит двигатель.
Решение правительства об отсрочке введения новых стандартов было явно принято в угоду нефтяным компаниям, не готовым к переходу на европейские стандарты топлива. Многие частные компании уже были готовы к такому переходу, например «Лукойл». Правда, они не скрывали, что топливо немного подорожает. Хотя, как мы видим, оно и сейчас дорожает без всякого улучшения качества.
Потребителям же остается лишь радоваться новой информации на чеке о классе бензина (он может отличаться на разных заправках и у разных компаний) и по-прежнему дышать выхлопными газами полной грудью.
Яроcлавские страницы