Новости с абсурдопереводом

В тот момент, когда Платон Лебедев на показательном российском политическом процессе начала века рассказывал суду про особенности ведения международного бизнеса, наши информационные агентства признали факт исчезновения гречневой крупы даже из сетевых магазинов Москвы. На фоне послевкусия от первого лет за двадцать политического рок-концерта — в защиту Химкинского леса (а на самом деле в защиту права людей не быть абсолютным быдлом, каковым их считает российская власть) — все это совершенно размыло дату происходящего. Конца августа 2010 года больше не существовало.

Показательный уголовный процесс по сочиненным властью и невероятным по нелепости обвинениям, как в каком-нибудь 1937-м. Дефицит гречки, как это было все мое советское детство и юность в 70-х — начале 80-х годов прошлого века. Рок-концерт против разлагающейся власти и гниющей страны, как на излете жизни СССР в начале 90-х.


Россия в неизбывном абсурде продолжает воспроизводить или пародировать какие-то клочки своей, казалось бы, давно ушедшей, пережитой, но не изжитой истории. Она распадается и склеивается, бросается из огня да в полымя, из болота застоя в бурную реку перемен и обратно в болото — но все это происходит словно во сне. Наяву в итоге ничего по существу не меняется. Страна истерически мечется по разбитой кольцевой, не находя никаких съездов на магистральную дорогу, кроме съездов КПСС или «Единой России».

«В кашне, ладонью заслонясь,/ Сквозь фортку крикну детворе:/ «Какое, милые, у нас/ Тысячелетье на дворе?». Хоть ставь хрестоматийные пастернаковские строчки в заголовок текущей новостной хроники. Основоположник абсурдистской драматургии знаменитый ирландец Сэмюэл Беккет как-то сказал, что в СССР не может быть театра абсурда, потому что там жизнь — абсурд. Россия продолжает гнуть эту сюжетную линию.

На встрече президента России с главой «Газпрома», крупнейшей и богатейшей компании страны, обсуждается помощь погорельцам.

Мы поможем погорельцам, обещает глава «Газпрома», поставим им безвозмездно тарелки для спутникового телевидения. Хармс, Беккет, Ионеско отдыхают: абсурд нашей жизни побеждает любой придуманный творческим гением театральный абсурд.

Погорельцы в своих палатках будут кушать на этих спутниковых тарелках. Или зимой, если дома для них не построят (я не сомневаюсь, что к зиме обязательно останутся бездомные погорельцы), будут обогреваться ресиверами, прилагающимися к этим тарелкам. Если, конечно, будет куда ресиверы подключать. А то все окрестные столбы на пепелище заняли премьерские и губернаторские видеокамеры: захотелось нашей власти эксклюзивного реалити-шоу «Дом-3» — лично наблюдать, как строят дома для ставших в одночасье бездомными жертв пожаров. Мне просто по-человечески интересно, путешествуя всю неделю по Дальнему Востоку и Сибири, наш премьер хоть изредка смотрел картинку — как там восстанавливают дома в Нижегородской области? Доходит ли вообще в Петропавловск-Камчатский или Тикси сигнал из сожженных деревень Центральной России?

Проблема не во власти, а в нас. Мы живем в каждодневном абсурде и считаем его совершенно естественной, привычной средой обитания.

Нас давно уже не удивляет, что беспартийный премьер-министр возглавляет партию власти, имеющую три четверти мест в парламенте, но не формирующую правительство. Что полтора десятилетия неизменно самым популярным министром страны является министр по чрезвычайным ситуациям — вы знаете много стран, где наиболее популярен именно этот министр? Что самые богатые люди пытаются гадать за полтора года до президентских выборов, кого захочет видеть следующим президентом действующий премьер — себя или кого-нибудь еще.

Так что все вполне закономерно. В будущем международном финансовом центре исчезла гречка. К счастью, есть пока хлеб, соль, чуть было не написал спички (спасибо, для нас придумали зажигалки с электроплитами) и бензин. В будущем международном финансовом центре судят руководителей бывшей лучшей нефтяной компании страны. На Пушкинской площади запрещают рок-концерт, потому что звукоусилительная аппаратура будет мешать публике в кинотеатре «Пушкинский». А я прекрасно помню, как в другом кинотеатре в центре Москвы смотрел фильм под несмолкаемое полупьяное караоке из ресторана этажом ниже — караоке нынешней власти не мешает. Даже помогает — пусть народ поет и пляшет, лишь бы не думал.

Если мы продолжаем самозабвенно нырять в этот пустой бассейн, до краев наполненный абсурдом, мы должны хотя бы не разучиться отличать абсурд от нормы.

Желание делать вид, что это и есть норма, что раньше все равно было хуже, по-человечески понятно: мало кому хочется считать себя идиотом и безнадежным неудачником.

Но в 2010 году при активном или пассивном участии нас с вами Россия все еще представляет собой нисколько не симпатичный провинциальный балаган, где продолжает разыгрываться бездарный абсурдистский спектакль. Под нами уже горит земля, а мы все приплясываем.

Прозрачная политика, честная власть, демократические выборы, свободные СМИ, улыбки на лицах прохожих — весь этот нормальный и естественный фон современной жизни для нас до сих пор, увы, остается мечтой. Пусть хотя бы гречка в магазинах больше не исчезает…

Семен Новопрудский

Газета.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе