Не поехали. В космос больше не летаем

Такого ещё не случалось в истории российской и советской космонавтики.
Все двигатели, изготовленные на "Воронежском механическом заводе", требуют проверки и замены. Это означает, что до окончания всех процедур Россия просто не может ничего запустить в космос. 
Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Сергей Мамонтов// © ASSOCIATED PRESS/FOTOLINK/EAST NEWS


Как такое могло произойти, разбирался журналист Лайфа Михаил Котов.


Во времена Второй мировой войны существовал британский агитационный плакат, ставший впоследствии мемом. На нём изображён лётчик, матерящийся в бессильной ярости, у которого во время боя заклинило пушку из-за разгильдяйства рабочих, допустивших брак. Слоган плаката такой: "Пилот не сможет починить орудие во время боя! Собирай его правильно. Пусть он продолжит стрелять!" Судя по последним событиям, такой плакат нужен в большинство заводов и кабинетов, его надо повесить на стену каждому, кто работает в российской космонавтике.

Сегодня на наших глазах происходит нечто немыслимое в истории отечественной космонавтики. Все ракеты "Союз" и "Протон" всех модификаций практически одномоментно лишились возможности взлететь. 18 января 2017 года "Роскосмос" сообщил, что на ракетах-носителях "Союз-ФГ" и "Союз-У", предназначенных для запуска пилотируемого корабля "Союз МС-04" и грузового корабля "Прогресс МС-05", будет произведена замена двигателей РД-0110 производства "Воронежского механического завода". На подобные меры корпорации "Роскосмос" пришлось пойти после аварии грузовика "Прогресс МС-04", произошедшей 1 декабря 2016 года.

Дальше — больше: сегодня с утра стало известно о том, что "Роскосмос" отозвал на "Воронежский механический завод" все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей "Протон-М". Стало известно, что при сборке ракеты применялись "неликвидные компоненты", которые были менее жаростойкими, чем материалы с использованием драгоценных металлов.

Всё. Конец. Перечисленные ракеты-носители — это основные российские ракеты, теперь "Роскосмос" сможет начать запуски только после тотальных проверок и замены двигателей, что потребует времени. Космос весь основан на расписании, пуски проводятся чётко по графику и планируются в некоторых случаях за годы до момента старта. Уже появилась информация, что, возможно, ближайшие пуски "Протонов" теперь состоятся только летом. Это не просто беда, это катастрофа.



Воровство как привычка

А ведь мы и вправду уже привыкли к тому, что "воруют…". Все уголовные дела, стартовавшие за последние годы в космической отрасли, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. В ноябре 2016 года было возбуждено ещё одно дело о хищении средств при строительстве космодрома Восточный, что уже никого не удивило. "Ну а что вы хотите, большая стройка — всем надо погреть руки".

В том же месяце стало известно о новом уголовном деле по факту особо крупного хищения в Центре имени Хруничева. Триста миллионов ушли на покупку "оборудования ненадлежащего качества для производства ракет-носителей по завышенной цене через структуры "Спецстроя". Это только два случая — в последние годы российскую космонавтику штормит от уголовных дел, возникающих то там, то здесь.

И все уже привыкли — собака лает, караван идёт. Дмитрий Рогозин за несколько дней до аварии "Прогресса МС-04" рассказал, что "Российская космонавтика, вырвавшись из этой пелены поражений, обидных аварий и катастроф, стабилизировав вопросы качества, сделала качественный рывок дальше в создании новейших технологий". Это можно назвать только рывком с обрыва.


Фото © РИА Новости/Олег Иванов



Дело было в Воронеже

Вообще "Воронежский механический завод" предприятие заслуженное, в этом году ему исполнится уже 89 лет. Основанный в 1928 году, сначала он занимался созданием зерноуборочной и элеваторной техники. Во время войны специализировался на выпуске авиадвигателей для самолетов По-2. Затем был перепрофилирован на выпуск самолетных и вертолетных двигателей.

С 1957 года, практически с начала российской космонавтики, "Воронежский механический завод" выпускает жидкостные ракетные двигатели едва ли не для всех типов ракет-носителей. Легендарные "Востоки", долгожители "Союзы", тяжелые "Протоны", "Зениты", "Буран-Энергия". Более того, завод выпускает двигатели для космических ракет стратегического назначения. Да, российский "ядерный щит" тоже зависит от "Воронежского механического завода" (остается надеяться только на бдительную военную приемку). С 2007 года он входит в состав ГКНПЦ им.М.В. Хруничева.

То есть там работают не случайные люди, которые понимают, что недоработка на Земле оборачивается трагедией в космосе. Что они находятся на переднем крае всей нашей космонавтики, и это не просто громкие слова. Что от них зависит, каким будет российский космос в будущем.

И вот плохие новости посыпались одна за одной. 1 декабря 2016 года из-за проблемы с двигателем падает "Прогресс МС-04", для его вывода использовалась ракета-носитель "Союз". Скорее всего, "Роскосмосом" была назначена дополнительная проверка, и уже 27 декабря в рулевых двигателях одной из ступеней ракеты-носителя "Протон" был обнаружен мусор. Да, двигатель все того же Воронежского механического.

Дальше отзыв "Союзов" и сегодняшний отзыв "Протонов". Более того, стало известно, что при сборке ракеты применялись "неликвидные компоненты", которые были менее жаростойкими, чем нужно по чертежам. Как вообще служба качества могла принять такие двигатели и довести их до установки на ракеты-носители?

То есть это не случайность, это не халатность, а просто разгильдяйство пронизавшее завод сверху донизу. А куда смотрел ГКНПЦ им.М.В. Хруничева? Ах, да, у них у самих много проблем с хищениями, не до качества на дочерних предприятиях. В качестве вишенки на торте, пять дней назад гендиректор "Воронежского механического завода" Иван Коптев решил уйти в отставку: "в связи с неудовлетворительной работой и качеством выпускаемой продукции".

Позвольте, а кто за это отвечает? То есть идет отзыв ракет, впереди срывы сроков, перенесенные запуски и многомиллиардные убытки, а директор завода посмотрел, понял, что недоволен качеством и надо уходить. Так бывает?



И так сойдет

Подобная ситуация произошла на атомной подводной лодке "Комсомолец", на которой в результате аварии и пожара погибли 39 моряков. Причина аварии - прорыв гидравлики. Впоследствии, во время демонтажа гидравлической машинки, открывающей и закрывающей клапан вентиляции обнаружилось, что в штуцере вместо штатной уплотнительной прокладки из красной меди стоит шайбочка, грубо вырезанная из паронита (прокладочный материал на основе асбеста, используемый в автомобильных двигателях).

Из красной меди на заводе вытачивали различные поделки. Наверняка кто-то из работников производивших ремонт просто использовал красную медь на что-то другое, а прокладку поставил паронитовую. Такое разгильдяйство стало причиной гибели 39 человек. Очень похожая ситуация, когда на ракетном двигателе вместо спецсплава обнаруживается деталь из другого материала.

Как говорил герой мультфильма "Вовка в тридевятом царстве" - "И так сойдет!". Не сойдет. Это космос. и здесь каждая мелочь может стать фатальной, только кем надо быть, чтобы не понимать этого?


Фото © РИА Новости/Олег Урусов



Время решать

У "Роскосмоса" впереди тяжелые дни, нужно оперативно решить вопросы с возможностью использования таких двигателей и заменить их или еще раз прогнать через контроль. Каким-то образом минимизировать убытки от переносов сроков, постараться успеть к 27 марта, когда к МКС должна лететь новая команда космонавтов в составе экспедиции МКС-52.

Когда в декабре писалась статья "Уже не первые: "Роскосмос" признал отставание России в космических запусках" мы говорили, что для того чтобы начать решать проблемы следует сначала признать их. После чего нужно не рассказывать о чудесных успехах российской космонавтики, а начинать пахать, чтобы постараться выправить ситуацию.

О том, что стало причиной подобной халатности мы вскоре узнаем от Следственного комитета, уже начавшего разбираться в ситуации. Гораздо сложнее ответить - что же надо делать, чтобы подобное не повторилось, когда одно из важнейших предприятий гонит брак, который проходит все стадии проверки и устанавливается на ракеты-носители. И судя по постоянным уголовным делам в космической отрасли, это не единичный случай.

То есть люди работающие в этой отрасли просто не понимают не хотят понимать, что все оплошности допущенные на Земле нельзя исправить наверху. Что мусор в двигателе приведет к катастрофе. Если это так, то плакат здесь не поможет.

Сложившаяся ситуация уже очень близка к катастрофе, из такого глубокого пике российский космос может и не выйти. Решения надо принимать быстро и точно. В глазах всех возможных клиентов "Роскосмоса" произошедшее может стать приговором российскому коммерческому космосу. Остаётся только надеяться, что в кабине находится пилот, готовый взять штурвал в руки и начать выходить из этого пике. Но, кажется, надежда эта эфемерная.
Автор
Михаил Котов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе