Народная инфляция

Люди продолжают страдать от инфляции. Отмечают ее рост. Ставят на первое место в списке самых острых проблем. А власти сообщают о замедлении темпа роста цен. Врут? Едва ли. Экономика открыта. Проверяема. Лгать в таких условиях невыгодно. Себе дороже. Отсюда следует, что есть инфляция народная (ИН) и инфляция официальная (ИО). И они не совпадают: первая гораздо больше второй. Почему? Давайте разберемся.

Сразу замечу: ценовая беда пришла не с реформами. Гораздо раньше. В начале прошлого века. Когда после революции произошел настоящий финансовый взрыв. Большевики сражались с деньгами так же страстно, как и с войсками генерала Деникина. Как говорил один тогдашний начальник, с целью "окончательно придушить умирающее денежное обращение". Рост цен в 1922 году составил 7300%. Это не опечатка, уважаемый читатель. Так и было. Люди расплачивались "лимонами" (миллионами) и "лимардами" (миллиардами) рублей. В стране насчитывалось 2000 видов денег. Включая этикетки от бутылок с водкой. Постепенно ситуация нормализовалась. С деньгами. Но не с товарами. Наступила эпоха тотального дефицита. Инфляция получила новое измерение - длина очереди за докторской колбасой. Знаю точно. Сам стоял. Потом начались реформы. И мы наконец-то перестали отличаться от других.


Вернемся в настоящее. К ИН и ИО. Правители объявляют, что текущая инфляция меньше 10% и продолжает снижаться. Социологи сообщают: так думает только каждый пятый гражданин России. Остальные 80% уверены в обратном. А именно в том, что скорость роста цен гораздо больше и продолжает повышаться. Еще раз: статистики не обманывают. Обследуют около 470 видов товаров и услуг. Вправе включить в список любые марки женских колготок или мужских трусов. Чем они и занимаются. Да так искусно, что обнаружили падение инфляции... Это очень опасно. Люди у нас терпеливые. Ко всему привыкшие. Мирные. Звереют лишь тогда, когда власти начинают их раздваивать: глаза видят одно, а уши слышат другое.

Раздвоение, похоже, коснулось и самих правителей. Всерьез обсуждают необычное постановление. Суть: если цены на 24 социально значимых продукта (хлеб, масло, картошка, 
мясо, яйца и т.д.) вырастут за месяц более чем на 30%, их рыночную стоимость начальство будет регулировать в принудительном порядке. Эффекты для бизнеса предсказать несложно. 
Первый - повышай цены на 25%, и тебе за это ничего не будет. Фактически разрешено. Второй - если, скажем, пирожок с повидлом входит в "список 24-х", а пирожок с грибами - нет, любые ограничения по части первого надо компенсировать дороговизной второго. Во всяком случае власти намекают именно на это. Третий - победные реляции о замедлении инфляции не соответствуют действительности. Просто разный порядок цифр. А какая она на самом деле? Бог ее знает... Благородство помыслов отнюдь не гарантирует эффективность решения. Оно плохое. Опасное. Лучше бы придумать нечто другое. 

Что именно? Вычислить индекс народной инфляции. Для чего провести публичное, честное исследование потребительских бюджетов. Оставив за пределами оного "Мерседесы", коттеджи и т.п. Регулярно информировать население. Говорить правду. Перестать хвастать уменьшением темпа роста цен. Что вызывает только раздражение и снижение авторитета власти. Одновременно налаживать систему дисконтных карт. С последующей раздачей беднякам. Чтобы каждый мог купить себе еду со скидкой. Изобретать ничего не нужно. Достаточно позаимствовать успешный американский опыт. Ну и, конечно, стимулировать спрос. Повышая доходы малоимущих.

Моя жизнь сложилась так, что новыми друзьями не обзавелся. Остались только старые. Те, с кем сошелся еще до госслужбы. Сейчас уже пенсионеры. Звонят. Говорят одно: "Саня, цены замучили. Особенно на коммуналку и лекарства. Мне просто не выжить. Работал честно, не воровал. Все силы отдавал стране. В чем провинился перед ней?" Помогаю им. И буду это делать впредь. А ответа не знаю.

Александр Лившиц

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе