Помнится, в перестроечные времена заговорили о суде над такими одиозными деятелями, как Лазарь Каганович. Тут, собственно, и доказывать ничего особенно не надо было: подпись этого пламенного революционера стоит на 189 списках, по которым были осуждены и расстреляны более 19 000 человек. В прошлом году суд Киева признал Кагановича виновным в геноциде на Украине в 1932-33 годах. Однако общественность решительно высказалась против. Мол, нечего ворошить прошлое. И умер пенсионер союзного значения в своей постельке.
Вопрос не стоит так: хорошо или плохо, что в России не нашлось своего Центра Симона Визенталя, чтобы организовать явку Кагановича в суд. Он сводится к другому: что еще задевает нас, когда мы говорим о Холокосте и ГУЛАГе? Не в контексте «преступление и наказание», а в стремлении осмыслить настоящее сквозь призму прошлого.
И тут выясняется, что прошлое «болит» у многих писателей, художников, режиссеров. И они выражают свою тревогу порой самыми неожиданными действиями. Например, на днях известный поэт и прозаик, главный редактор издательства «Русский Гулливер» Вадим Месяц совершил необычную акцию. Вместе с товарищами — поэтами Олегом Асиновским и Андреем Тавровым — он прочитал поэтическую молитву о палачах.
Акция, которую участники выложили в сети, состояла из ряда символических действий. Три зажженные свечи, поэты читают псалмы, строки Апокалипсиса. Месяц просит Бога простить палачей: «Примири, Господи, палачей, убиенных и ныне живущих и возроди их души к свету и жизни». И читает имена начальников немецких и советских лагерей, убийц-политиков — Адольфа, Иосифа, Феликса, Лазаря, Михаила… Другие поэты параллельно читают свой список. От трех свечей зажигается одна «во имя объединения и соединения», в один сосуд сливается вода из трех стаканов.
В последнее время Вадим Месяц не перестает говорить о поэзии действия. Этой цели служит и создаваемый им портал видеопоэзии Гвидеон.
Наверное, метафизические акции вроде описанной выше не станут главным направлением в работе портала. Во всяком случае, об этом не заявляется прямо. В поэзии много чего есть. И она может рассказать о многом. И все же интересно, что благодаря виртуальным возможностям тема Холокоста-ГУЛАГа входит в плоть современной художественной практики. Это важно.
Однако думается, что при несомненных достоинствах акция Месяца имеет некоторый духовный просчет. По-настоящему простить своих палачей могут только жертвы.
Наверное, правильнее будет просто иногда вспоминать время безумства идеологий, высвечивая его светлые и темные стороны, соизмеряя обстоятельства той жизни с нашим днем. Этим целям могут служить и конференции, и выставки.
Одна из таких экспозиций под названием «Непобежденные. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке» на днях открылась в поселке Красном Истринского района Подмосковья. Ее организовали возглавляемое свящ. Георгием Кочетковым Преображенское содружество малых братств, екатеринбургская семинария и свердловский областной краеведческий музей. Документы, вещи, фотографии, видеоматериалы из уральских архивов и частных собраний свидетельствуют о непримиримом сопротивлении, которое оказывала церковь злу, обрушивавшемуся на нее с особой силой. Метрические книги с записями о расстрелах священнослужителей, экспонаты из лагерей, творчество спецпоселенцев, епархиальные документы, личные вещи и письма исповедников веры… Неторопливый рассказ о жизни церкви на Урале с момента установления советской власти и до 1970-х годов.
Мы вспоминаем о судьбах людей, по жизни которых прокатилось «красное колесо». Видим лица тех, кто по-настоящему молился за своих гонителей. Они имели на это полное право.
БОРИС КОЛЫМАГИН
Ежедневный журнал