Михаил ПУШКОВ: «Зарабатывать нужно честно»

Исполнительный директор Территориального фонда ОМС ЯО рассказывает о проблемах медицинского страхования, требующих оперативного вмешательства

Здравоохранение готовится к переменам. Экономической платформой для его модернизации станет разработанный Минздравом законопроект об обязательном медицинском страховании. Новый закон придет на смену морально устаревшему, действующему аж с 1992 года.

– Михаил Александрович, рассмотрение Госдумой РФ во втором чтении законопроекта об обязательном медицинском страховании высветило проблему: работающие в системе ОМС страховые компании не всегда твердо отстаивают интересы своих клиентов, хотя должны быть «адвокатами застрахованных». Как исправить это положение?

– Действительно, не все страховые компании в системе ОМС работают одинаково эффективно. Поэтому мы посчитали важным разработать стандарты их деятельности, а на их основе уже в текущем году составить рейтинг компаний, разместив его в интернете. Разработка стандартов будет идти открыто, совместно со страховыми компаниями. Для нас очень важно выработать понятные для всех требования.

– Это даст возможность жестче контролировать обоснованность оказания платных медицинских услуг?

– Да. Но этим мы не ограничимся. Нужно научить больницы и поликлиники зарабатывать. Сегодня при оплате стационарного вида медицинской помощи – самого дорогостоящего вида лечения в системе ОМС – применяются модели оплаты, учитывающие современные технологии оказания медпомощи. Естественно, чем выше уровень технологий, тем выше цена. Именно поэтому определение стоимости койко-дня – это сложный многофакторный процесс, во многом зависящий от компетенции менеджеров здравоохранения. Сейчас стоимость койко-дня у всех разная. В областных учреждениях хирургического профиля, использующих самые современные технологии, – 970 рублей. А в хирургическом отделении Брейтовской ЦРБ – только 700. В Некоузской ЦРБ – на 150 рублей больше. Что, Некоуз «центральнее» Брейтова? Или Ростова, где тоже с оплатой койки негусто?

– Так-то оно так, но не секрет, что самый высокий тариф сегодня больницы получают за самых тяжелых больных. При этом есть опасность, что начальные стадии недугов медики просто «не заметят»…

– Наша задача совместно с областным департаментом здравоохранения и фармации – не допустить этого. Например, сейчас меня беспокоит, почему на первое место по стоимости терапевтической койки неожиданно вышел Рыбинск, при том что Ярославль – в середине списка? Обусловлено ли это открытием во втором по величине городе региона межмуниципального сосудистого центра, куда стали привозить из окрестных районов тяжелых больных, или есть другие причины? Нам предстоит глубоко погрузиться в тему, чтобы понять, что происходит.

Но вы задали очень важный вопрос. Логика – «заработать» можно только на тяжелых больных – в принципе недопустима и с медицинской точки зрения, и с экономической, и с моральной. Мы же не для того поднимаем стоимость тарифа, чтобы увеличивать количество тяжелых больных. При этом тарифная система должна компенсировать расходы медицинских учреждений, и безусловно, чем тяжелее состояние, тем больше затраты, тем выше тарифы. Но заметьте, весь мир и мы в том числе стараемся работать в рамках профилактического направления. Логика понятна.

– Экономические факторы заставят медиков шире использовать современные технологии, но это требует высокой квалификации персонала. Задумываетесь ли вы о дополнительных материальных стимулах для него?

– Конечно, да. На недавнем совещании по программам модернизации здравоохранения субъектов Федерации Владимир Путин проинформировал, что на увеличение тарифов обязательного медицинского страхования в ближайшие два года будет направлено 136 миллиардов рублей. А зарплата медицинского персонала является одной из статей расходов в соответствии с действующим тарифным соглашением. Финансирование Территориальной программы ОМС постоянно увеличивается. Ежегодно возрастает и фонд оплаты труда работающих в ОМС учреждений. Несмотря на это, зарплата медиков пока оставляет желать лучшего. Территориальный фонд не может напрямую влиять на ее уровень в конкретной больнице или поликлинике, так как это находится в компетенции руководителя учреждения или его собственника. Но если в какой-то больнице деньги будут расходоваться преимущественно не на стимулирование квалифицированных медработников, а, скажем, на прибавки к зарплатам дворникам, уборщицам, лифтерам, а также на иные, напрямую не обеспечивающие качество медицинских услуг цели, то ссылки ее руководителя на недостаточность тарифа ОМС я сочту неправомерными.

– Вскоре именно страховой тариф станет основным источником финансирования здравоохранения. Первые 16 больниц и поликлиник области перейдут на одноканальное финансирование по линии ОМС. Отработать механизм чрезвычайно важно, чтобы в будущем он не давал сбоев. Первопроходцы уже определены?

– Это областная стоматологическая поликлиника, областная онкологическая больница, госпиталь ветеранов войн, 5-я больница. А также больницы №2 и №9, МСЧ моторного завода и поликлиника №2 Ярославля, больницы №3 и №4, детская клиническая больница Рыбинска, Любимская ЦРБ, учреждения здравоохранения Некрасовского и Первомайского районов. Оговорюсь, 16 – рабочее число. Возможно, их будет больше. В 2012 году перевод учреждений здравоохранения на новую систему финансирования продолжится.


Кстати

Заплатить, чтобы отсудить

300 тысяч рублей отсудил пациент у клиники, незаконно получившей с него деньги за медицинские услуги, которые должны оказываться бесплатно.

– Ярославец был направлен в Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова в рамках квоты на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, – рассказала руководитель Ярославского филиала СК «Ингосстрах-М» Юлия Розова. – В этом случае медицинская помощь застрахованным оказывается бесплатно. Но клиника потребовала с него более 300 тысяч рублей за лечение. Оно больному было жизненно необходимо, поэтому он все-таки собрал нужную сумму и оплатил счет.

Вернувшись домой и восстановив силы, пациент обратился за помощью в страховую компанию. Врачи-эксперты подсказали ему, как юридически грамотно действовать, посоветовали обратиться в суд. В результате суд обязал клинику вернуть незаконно полученные деньги. Увы, этот случай далеко не единичный. По словам Юлии Владимировны, все чаще страховщикам приходится помогать больным в ситуации, когда в лечебных учреждениях они вместо сострадания видят стяжательство.


ЯР-досье

Михаил Александрович Пушков в 1982 году поступил в Ярославскую медицинскую академию, в 1988-м ее окончил. Прошел клиническую ординатуру по анестезиологии и реанимации. Около 10 лет работал в системе здравоохранения, дольше всего – врачом-реаниматологом ДКБ. Получил второе, экономическое, образование по специальности «управление финансами» в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Завершив обучение в российско-немецкой высшей школе управления, Пушков получил степень МВА – мастера делового администрирования. Работал в западных компаниях, затем – коммерческим директором Ярославского филиала фармацевтической фирмы «Протек», руководителем предприятия, занимающегося поставками медицинского оборудования. Три года назад возглавил Территориальный фонд ОМС ЯО.

Главным достижением работы своей команды считает стабильную, устойчивую работу системы обязательного медицинского страхования даже в условиях кризиса.

Ольга ПЕТРЯКОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе