Масленница - тоска по обновлению

В среду на Масленицу зять приходил в гости к теще на блины. Немногие сегодня помнят эту традицию. Иеромонах Дмитрий (Першин), руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, рассуждает о том, как Масленица способствует примирению между родственниками и почему разгульный языческий карнавал - затаенная тоска по христианскому покаянию.

Масленица - невероятная миссионерская удача Русской Церкви, полностью переосмыслившей смысл весеннего карнавального буйства. В языческой культуре оно означало возврат в первобытный хаос, в начальную точку бытия. В этом карнавальном разгуле, в плясках и выпивке человек пытался вырваться из своего собственного прошлого, освободиться от накопленных за год ошибок, сбросить годовой груз неправды и зла, и начать с чистого листа писать новую главу своей жизни. Чтобы задобрить силы, отвечающие за счастье в новом году, язычники приносили им человеческие жертвы, дальним отголоском которых является сожжение соломенного чучела.

Но за этим карнавальным надрывом таилась тоска по подлинному покаянию, по настоящему обновлению души - и свое разрешение она получила в христианской традиции.

Из Византии и Болгарии на Русь пришла глубокая и, можно сказать, виртуозная покаянная культура перемены сердца и пересозидания ума. И в этой перспективе масленичная неделя стала преддверием долгого великопостного пути к Пасхе. Вот почему на Масленицу мы не жжем чучела, не пытаемся в пьяном экстазе порвать с обрыдлыми грехами и страстями минувшего года, а идем к теще на блины, к золовке в гости,  примиряемся со всеми, с кем за год могли сложиться неприязненные или сложные отношения. И в этом примиренном состоянии испрашиваем друг у друга прощения в Прощеное воскресение, с которого, как мы помним, начинается наше вхождение «во дни печальные Великого Поста». Пост не диета, его задача иная - дать крылья и распахнуть Небо, как будет сказано в воскресном чтении второй седмицы Поста.

Сами по себе гулянья не противопоказаны христианину, христианину противопоказаны бесчинства. По слову апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно». Или как совершенно по-христиански было начертано над доской в кабинете истории в моей тогда еще советской школе: «Голова на то дана, чтобы думала она».

В традиционной культуре было время для гуляний, было время для общения, но была и своя система табу. Было время камни разбрасывать и было время их собирать. Был определенный канон жизни, который давал человеку возможность раскрыть себя изнутри в формах этого канона.

К сожалению в наши дни Масленица приобрела еще один и теперь уже грустный смысл: она напоминает нам о том, что у нас стало очень мало родственников. Часто ли встретишь теперь золовку, деверя, свояка, а вместе с несуществующими родными уходят в прошлое те именования, которыми пестрят, к примеру, «Вечера близ хутора Диканьки». Да что там о свояченицах - для многих «теща» и «свекровь» - неизведанные понятия.

Надеюсь, что, отмечая этот праздник семейного общения кто-либо из наших молодых найдут друг друга и будут счастливы. В этом году это пожелание имеет двойной смысл - на Масленицу можно будет посылать валентинки...

Записала Ольга Богданова.

Татьянин день

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе